Описание Подписка Войти
...

Оценка компаний машиностроительной отрасли при помощи мультипликаторов

15 ноября 2018, 18:46

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что машиностроительная отрасль в России постепенно снижает обороты. Это связано в первую очередь с тем, что производственные мощности большинства российских предприятий изношены более чем на 80%, а инвесторы сегодня неохотно рассматривают машиностроительную отрасль в качестве перспективного вида бизнеса.
По оценке экспертов РИА Рейтинг, спад производства в российском машиностроении за первый квартал 2013 года составил 5,7%, что стало одним из худших результатов среди отраслей обрабатывающего сектора. В прошлом году машиностроительный комплекс показал лучший результат в обрабатывающем секторе промышленности, хотя уж в конце года было понятно, что отрасль начинает скатываться в кризис.

В качестве основной причины падения производства в отрасли эксперты называют сокращение инвестиционного спроса в стране. Машиностроение является одним из наиболее чувствительных к ухудшению инвестиционного климата секторов российской экономики. Напомним, что в 2008 году во многих машиностроительных подотраслях, выпускающих инвестиционное оборудование, падение производства началось за несколько месяцев до августа. Примерно также развивается ситуация и сейчас. ВВП еще демонстрирует вялый рост, но машиностроение уже идет под гору.

Динамика производства большей части инвестиционного оборудования в первом квартале 2013 года была отрицательной. Причем темпы спада были большими. Производство зерноуборочных комбайнов сократилось по сравнению с прошлым годом на 14%, экскаваторов - на 17,%, тракторов для сельского хозяйства - на 21,6%, грузовых вагонов - на 23,9%, турбин и генераторов - вдвое меньше.
Значительно лучше чувствуют себя те подотрасли машиностроения, которые ориентированы на потребительский спрос, отмечают аналитики. Например, производство бытовых приборов выросло в отчетном периоде почти на 10%. При этом выпуск холодильников увеличился на 5,2%, стиральных машин - на 20,1%, пылесосов - на 24,9%.

Впрочем, в 2013 году и внутренний потребительский спрос тоже начинает сбоить. Это хорошо видно на примере автомобильного рынка, продажи на котором начали сокращаться в марте, что повлекло за собой резкое сокращение производства легковых автомобилей. В марте их выпуск сократился на 8,1%.

Таким образом, российское машиностроение сейчас вступает в новый виток кризиса, который по глубине спада производства может быть не менее тяжелым, чем кризис 2009 года. И также как и в 2009 году, машиностроители надеются не столько на свои силы, сколько на помощь правительства.
Сегодня у правительства также есть в запасе несколько задумок, которые оно уже начало реализовывать, или только собирается. Например, речь идет о федеральной программе субсидирования производителей сельскохозяйственной техники. Суть ее в том, что заводы продают технику аграриям с 15-процентной скидкой. В свою очередь, Минсельхоз возмещает эту скидку производителям. Не очень изобретательно, но, надо полагать, действенно. Возможно, уже во втором полугодии динамика производства комбайнов и тракторов улучшится. Во всяком случае, есть такая надежда.

Вагоностроители в скором времени также могут получить поддержку в виде запрета на процедуру продления срока службы старых вагонов. Эта мера сейчас активно обсуждается участниками рынка и, скорее всего, она будет введена в скором времени. Пока только не ясно будет ли это жесткий запрет, или правительство только ограничит сроки продления. В любом случае, перевозчикам придется раскошелиться на обновление своего парка.

Обсуждаются также варианты возрождения программы утилизации в различных машиностроительных отраслях, вплоть до судостроения. Вполне возможно, что где-нибудь эта мера снова «выстрелит». В том числе, в автомобилестроении, которое срочно нуждается в какой-то внешней поддержке.

Таким образом, с помощью очередного перехода на ручное управление российское машиностроение может продержаться до того момента, когда инвестиционный спрос в стране возобновит рост.

Проблема заключается лишь в том, что подобные меры стимулирования с некоторым успехом позволяют выживать в периоды острых кризисов, но, как показал опыт, они не ведут к повышению эффективности и конкурентоспособности отрасли. За последние годы конкурентоспособность российской машиностроительной продукции если и росла в отдельных ее секторах, то только за счет создания сборочных предприятий, которые выпускают французские автомобили, германские электровозы и другие виды заграничной техники, успешно противостоящие на внутреннем рынке своим импортным близнецам [2].
Как было сказано выше инвесторы в настоящее время неохотно рассматривают машиностроительную отрасль в качестве перспективного вида бизнеса. Тем не менее, части из них интересна стоимость крупных компаний, в которые возможно вложение средств. Для этого они используют финансовые мультипликаторы.
Анализу особенностей использования оценочных мультипликаторов для компаний из ведущих отраслей российской промышленности посвящен ряд работ, среди которых следует особо отметить работы Чирковой Е.А. [3], Николаевой Е.В. [4].

Финансовые мультипликаторы являются инструментарием фундаментального анализа и направлены главным образом на то, чтобы определить справедливую внутреннюю стоимость компании путем сравнения с аналогами (компаниями из той же отрасли или сектора).

Наиболее известные из финансовых мультипликаторов - коэффициент «стоимость бизнеса/выручка» и коэффициент «стоимость бизнеса/чистая прибыль».
P/S - коэффициент «стоимость бизнеса/выручка» (Price/Sales, P/S) - отношение рыночной капитализации компании к её валовой выручке.

Коэффициент «цена/выручка» (P/S) рассчитывается по формуле:
P/S = Price / Sales, (1)
где
Price - рыночная капитализация компании;
Sales - валовая выручка.

Данный мультипликатор применяется для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Широкое распространение данного коэффициента обусловлено следующими факторами: простота расчета; волатильность выручки намного ниже волатильности чистой прибыли компании; оценивание состояния компании по выручке более прозрачно; мультипликатор может быть определен практически всегда (исключение составляют компании на начальной стадии развития).

Но у данного мультипликатора есть и недостаток - показатель не учитывает разницы в эффективности операций сравниваемых компаний. Предприятия с одинаковыми продажами могут иметь совершенно разную прибыльность, следовательно, они будут стоить по-разному.

Можно сделать оценку, что компания с невысоким P/S действительно недооценена рынком только в том случае, если, как минимум, ее маржа чистой прибыли не ниже среднеотраслевой.

P/E - коэффициент «стоимость бизнеса/чистая прибыль» (price per share / earnings ratio, P/E) - рассчитывается как отношение полной стоимости компании (капитализации) к прибыли за отчетный период.
Коэффициент «стоимость бизнеса/чистая прибыль» (P/E) рассчитывается по формуле:
P/E = Price / Earnings ratio, (2)
где
Price - рыночная капитализация компании;
Earnings ratio - чистая прибыль компании.

К недостаткам коэффициента P/E можно отнести такие: если предприятие отобразило в бухгалтерии убытки, то при подсчете справедливой цены получается отрицательное значение; показатель прибыли легко поддается манипуляциям из-за чего предприятия могут подгонять его под нужное им значение.

Коэффициент P/E является одним из основных коэффициентов при оценке инвестиций, но не дает общей картины деятельности предприятия, поэтому его необходимо использовать вместе с другими коэффициентами [3].
Для того чтобы рассмотреть представленные выше мультипликаторы, авторы статьи исследовали 19 крупнейших компаний машиностроительной отрасли (Таблица 1).
Важнейшим фактором при выборе компаний явилось значение капитализации, которое представлено рейтингом «Эксперт-400». Значение чистой прибыли и выручки брались из бухгалтерской отёчности компаний за 2012 год. На основании этих данных авторами рассчитаны мультипликаторы «стоимость бизнеса/выручка», «стоимость бизнеса/чистая прибыль», а также рентабельность продаж. Также выведены их средние значения.

Необходимо отметить, что при определении среднего значения P/S исключены показатели данного мультипликатора по Казанскому вертолетному заводу и МММ «Знамя»; при определении среднего значения P/E исключен показатель данного мультипликатора по ОАО «Автоваз»; при определении рентабельности продаж исключен показатель по Казанскому вертолетному заводу. Это связано с аномально высокими значениями вышесказанных показателей по данным компаниям.
Итак, из таблицы видно, что самая высокая капитализация у компании Объединенная авиастроительная корпорация. Она составляет 35 540 000 рублей. Самая низкая - у компании ОАО «Диод» - 949 000 рублей.

Эффективно работающая компания практически всегда имеет положительный финансово-хозяйственный результат своей деятельности. Высокое значение капитализации говорит о способности субъекта рынка распределять доходы, расширять бизнес, эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, что, в свою очередь, является условием будущей доходности. 
Среднее значение P/S составляет 0,38. Повышенные значения данного мультипликатора у ОАО «ГАЗ», Заволжского моторного завода, Подольского машиностроительного завода, ОАО «Диод». Низкие значения мультипликатора у ОАО АвтоВАЗ», корпорации «ИРКУТ», РКК «Энергия» им. С.П. Королева, Нефтекамского автозавода.

При анализе мультипликатора P/Е можно столкнуться со следующими трудностями: высокое значение данного мультипликатора может говорить как о прекрасных перспективах компании, так и о нежелательном падении ее чистой прибыли. Однако если одна из компаний- аналогов имеет меньший P/E, мы можем говорить об имеющемся потенциале роста либо за счет высокой чистой прибыли, либо за счет недооцененных акций.

Среднее значение P/E составляет 18,62. Повышенные значения данного мультипликатора у Заволжского моторного завода, РКК «Энергия» им. С.П. Королева, МММ «Знамя», Подольского машиностроительного завода. Низкие значения мультипликатора у Объединенной авиастроительной корпорации, ОАО «Камаз», Казанского вертолетного завода, Уфимского МПО, корпорации «ИРКУТ».
Более высокие значения Р/S говорят о повышенной марже операционной прибыли, о более низких коэффициентах реинвестиций и о более низкой стоимости привлечения капитала. Проблемой является то, что очень высокие показатели данного мультипликатора могут свидетельствовать о завышенной рыночной капитализации рассматриваемых компаний, то есть об их переоценке инвесторами.

Среднее значение рентабельности продаж - 0,035. Повышенные значения данного мультипликатора у Уфимского МПО, МММ «Знамя», ОАО «Диод». Низкие значения мультипликатора у ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Соллерс», РКК «Энергия» им. С.П. Королева, «Мотовилихинские заводы», Подольского машиностроительного завода, Нефтекамского завода.

Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности компании и показывает, сколько данная компания имеет чистой прибыли с одного рубля продаж. Если это выразить другими словами, то сколько средств остается у компании после покрытия себестоимости продукции, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Таким образом, по итогам практической части можно сделать вывод, что только 3 компании из 19 имеют одновременно приближенные к среднему значению мультипликаторы «стоимость бизнеса/выручка», «стоимость бизнеса/чистая прибыль», рентабельность продаж. Это ОАО «УАЗ», ОАО «Русполимет», Группа ОМЗ. Тем не менее, при выборе компании в целях инвестирования в нее финансовых средств авторы статьи предлагают рассмотреть компанию ОАО «УАЗ», поскольку помимо хороших значений мультипликаторов, она занимает седьмое место в рейтинге капитализации.

Библиографический список:
1. Бухгалтерская отчетность компаний.
2. Оценка экспертов РИА Рейтинг.
3. Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию рыночных мультипликаторов / 2-е изд., испр. и доп. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
4. Николаева Е.В. Особенности оценки бизнеса российских металлургических корпораций // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы XIV всерос. симп., Москва, 9-10 апреля 2013 г. / под ред. чл.-кор. РАН Г. Б. Клейнера, Москва: ЦЭМИ РАН, 2013. C. 136-138.

СВЕТКИНА Анна Валерьевна - магистрант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета.
ХАРЛАМОВА Наталья Евгеньевна - магистрант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета. 

Вложения:

Источник: mashinport.ru

Промышленные выставки и конференции