Описание Подписка Войти
...

Металлургические технологии для современного железнодорожного транспорта

19 декабря 2018, 17:19

27 ноября 2018 года состоялась совместная научно-техническая конференция ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина» и Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» при поддержке Комитета по железнодорожному машиностроению и Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению (при Бюро АЛСОП) ОООР «СоюзМаш России» на тему: «Перспективные конструкционные материалы и металлургические технологии для современного железнодорожного транспорта».

В мероприятии приняли участие вице-президент НП «ОПЖТ», д.э.н., профессор Сергей Палкин, генеральный директор ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина», к.э.н. Виктор Семенов, вице-президент НП «ОПЖТ» Владимир Шнейдмюллер, генеральный директор ООО «ИЦПВК» Владимир Асриянц, а также руководители и специалисты компаний ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина», АО «ВНИИЖТ», ОАО «РЖД», АО «ЕВРАЗ ЗСМК», АО «ТМХ», АО «ВНИКТИ», ООО «Вычислительная техника», ООО «Уран», АО «НИИ мостов» и др.

Открыл заседание генеральный директор ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина», к.э.н. Виктор Семенов и поблагодарил участников за проявленный интерес к научно-технической конференции в рамках отрасли железнодорожного транспорта. Сергей Палкин, вице-президент НП «ОПЖТ», также обратился к участникам заседания с приветственным словом и предоставил слово докладчикам. Открыло сессию докладов выступление Георгия Филиппова, директора НЦКС ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина». Докладчик рассказал о разработке ГНЦ ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина» материалов и технологий, обеспечивающих повышение эксплуатационных характеристик железнодорожной техники. Георгий Филиппов отметил, что основная задача металловедения конструкционных материалов – повышение прочности, а основная задача металловедения конструкционных материалов – повышение прочности – увеличение запаса вязкости, для предотвращения преждевременного разрушения. Увеличение срока службы железнодорожных колес и рельсов приводит к уменьшению расходов на эксплуатацию инфраструктуры, подвижного состава, снижению тарифов, улучшению своевременности и бесперебойности перевозок и повышению их безопасности. «Во исполнении решения совещания в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина» подготовил проект комплексной Программы работ по разработке, освоению и обеспечению железнодорожного транспорта металлоконструкцией необходимого сортамента из сталей и сплавов для верхнего строения пути и производства грузовых и пассажирских вагонов, в том числе другой железнодорожной техники. Проект в настоящее время разослан заинтересованным организациям для согласования», - резюмировал Георгий Филиппов.

О разработке рельсовых сталей повышенной износостойкости и контактно-усталостной выносливости (ДТ400ИК) рассказал Алексей Борц, заместитель директора научного центра «Рельсы, сварка и транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ», к.т.н. Существует несколько причин повреждаемости рельсов дефектами контактной усталости. Первая причина – строчка неметаллических включений (алюмосиликаты), вторая – циклическая пластическая деформация в контакте «колесо-рельс», контактная усталость металла. Докладчик также рассказал о результатах работ по созданию новых материалов для рельсов со специальными свойствами: были проанализированы причины повышенного износа рельсов в кривых малого радиуса, разработана совместно с АО «ЕВРАЗ ЗСМК» новая категория рельсов ДТ400ИК с твердостью ПГК 400-450 НВ против 370-409 НВ, разработаны технические требования к рельсам низко-температурной надежности повышенной износостойкости и контактно-усталостной выносливости.

Анатолий Абдурашитов, начальник отдела рельсов Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре ОАО «РЖД», выступил с презентацией по теме работоспособности рельсов различных производителей в сложных эксплуатационных условиях. В своем докладе Анатолий Абдурашитов подчеркнул, что фрезирование и шлифование рельсов, пораженных поверхностными дефектами, позволяет существенно продлить срок их службы. Так, после нароботки 500 млн т. бр. появляется излом и рельсы не соответствуют нормативным требованиям, а после механической обработки удается достичь соответствия нормам. В эксплуатации на железных дорогах ожидают рельсы и колёса подвижного состава в большей мере отвечающих реальным условиям эксплуатации, а не только формально соответствующие требованиям стандартов. Для реализации ремонтных программ ОАО «РЖД» нуждается в ресурсах железнодорожного пути (рельсов) 2,0 – 2,5 млрд т.брутто.

Директор научного центра «Рельсы, сварка и транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ» Алексей Сухов представил участникам конференции результаты исследования (или рассказал) хладостойкости рельсовых и колесных сталей в рамках строительства северного широтного хода. Докладчик отметил, что по результатам экспериментов и математического моделирования будет получена информация о допустимых дефектах на поверхности катания колеса при эксплуатации в холодном климате для обоснованного изменения нормативов содержания колесных пар. Полученные показатели можно будет так же рассматривать для включения в ГОСТ 10791-2011, ГОСТ 4835-2013 и в другие разрабатываемые нормативные документы на колеса, в том числе ГОСТ с требованиями безопасности колёс железнодорожного подвижного состава и методам оценки соответствия.

Василий Романенко, профессор кафедры ОМД НИТУ МИСиС, рассказал о перспективах разработки технологии производства полых вагонных осей для пассажирского подвижного состава на АО «ВМЗ». Цель данной разработки – выявление возможности получения полых вагонных осей с применением ТПА 73-270 АО «ВМЗ» для прошивки заготовки вагонной оси вместо сверления. Основные задачи – разработка технологии производства осботолстостенных заготовок на ТПА 73-270 АО «ВМЗ», разработка технологии профилирования черновых полых осей, изготовление чистовых полых вагонных осей, исследование качества полученных полых вагонных осей. Докладчик отметил, что существуют следующие перспективы развития – изготовление опытной партии полых вагонных осей, совершенствование технологии профилирования полой осевой заготовки. В завершении своего доклада Василий Романенко отметил, что сегодня выполнены экспериментальные исследования по прошивке и разработана технология производства заготовок из осевой стали для черновых вагонных осей на агрегате 73-270, получена пробная партия полых осевых заготовок, а также предложены мероприятия по дальнейшему развитию производства полых осей колесных пар применительно к АО «ВМЗ».

Алексей Сакало, ведущий инженер ООО «Вычислительная техника», выступил с докладом и рассказал о компьютерном моделировании процесса накопления контактно-усталостных повреждений в колёсах железнодорожного подвижного состава в программном комплексе «Универсальный механизм». Программный комплекс «Универсальный механизм» предоставляет пользователю следующие возможности: моделирование динамики железнодорожных экипажей, оценка плавности хода, подключение различных моделей контакта колеса и рельса, расчет продольной динамики поезда, оценка состояния пути, моделирование взаимодействия железнодорожных экипажей и упругого пути.

Георгий Белоусов, ведущий научный сотрудник НЦКС ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина», рассказал о разработке составов и ресурсосберегающих технологий производства подшипниковых сталей повышенной эксплуатационной стойкости. Основные причины износа и разрушения подшипников качения – износ под действием абразивных частиц, износ вследствие недостатка смазки, износ вследствие вибраций, неправильная установка, коррозия, усталостные раковины и трещины. Георгий Белоусов привел следующие результаты работ по созданию технологий производства подшипниковых сталей повышенной эксплуатационной стойкости: была разработана марка стали, обеспечивающая возможность снижения содержания углерода, предназначенная для производства широкого спектра подшипников, разработана технология прокатки подшипниковой стали, выпущена опытно-промышленная партия сортового проката и опытные образцы подшипников из новой стали. Резюмируя, докладчик подчеркнул, что был создан новый класс подшипниковой стали повышенной эксплуатационной надежности и долговечности (не менее чем в 5 раз) и промышленная технология её производства.

Продолжило конференцию выступление Андзора Болотникова, генерального директора ООО «Амтертек». Докладчик рассказал о неразрушающем контроле колёс (в том числе с криволинейным диском) железнодорожного транспорта на базе портативного рентгеновского дифрактометра «Уран». Принцип работы дифрактометра основан на дифракции первичного рентгеновского излучения, генерируемого рентгеновскими трубками на кристаллической решетке материала исследуемого объекта и регистрации дифрагированного рентгеновского излучения детектором. Основные преимущества дифрактометра – экспрессность юстировки на образцах с произвольной рабочей поверхностью, малое энергопотребление, неразрушающий способ анализа, простота обслуживания, безопасность в использовании.
В свою очередь, Михаил Овечников, заведующий лабораторией отделения динамики, прочности подвижного состава и инфраструктуры АО «ВНИКТИ», представил доклад о применении методов математического моделирования для оценки ресурсов колес. Сегодня для проектирования железнодорожных колес используют нормативные документы (ГОСТ 11018, ГОСТ 31373, ГОСТ 33783), однако ресурсные подходы не представлены в стандартах. В конце своего выступления Михаил Овечников отметил, что необходимо дополнять и развивать нормативный подход ресурсным для оценки работоспособности деталей подвижного состава, в частности колеса и колесной пары в целом. Применение математического моделирования для исследования и уточнения нагруженности деталей в эксплуатации на данный момент является эффективным направлением, с помощью которого можно повысить точность разрабатываемых моделей расчета. «Для повышения надежности результатов расчетных оценок ресурса колес желательно рациона их сочетать с экспериментальными и эксплуатационными исследованиями», - подытожил Михаил Овечников.

Егор Полевой, заместитель начальника отдела по научно-исследовательским работам и разработке нормативно-технической документации АО «ЕВРАЗ ЗСМК», в своем докладе рассказал о производстве рельсов специального назначения на ЕВРАЗе и повышение их потребительских свойств. Докладчик также привел следующие проблемы повышения качества рельсов – недостаточный учет условий эксплуатации при разработке рельсов специального назначения, оптимизация требований к каждой категории рельсов, оптимизация химического состава рельсов, комплексное исследование системы верхнего строения пути и взаимодействия ее с подвижным составом, упрощение оценки новых продуктов и постановки их на производство.

Максим Матросов, заместитель директора НЦКС ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина», рассказал о низколегированных и высокопрочных свариваемых сталях повышенного класса прочности для вагоностроения. Максим Матросов в своем сообщении подчеркнул, что применяемые в настоящее время стали для вагоностроения являются устаревшими, необходимо разрабатывать нормативную базу и проводить соответствующие исследования и испытания для применения современных мелкозернистых низколегированных сталей повышенной прочности. Докладчик предложил совместно с исследовательскими институтами и металлургическими комбинатами проводить работы по разработке химического состава и технологии производства современных сталей с учетом требований ОАО «РЖД».
Вопросы неразрушающего контроля деталей и узлов, в том числе для инновационных технических решений (полые оси, колёса с криволинейным диском и т.п.) в своем сообщении осветил Григорий Дымкин, заместитель генерального директора АО «НИИ мостов», д.т.н. Григорий Дымкин рассказал о требованиях конструкторских документов к методам неразрушающего контроля металлопродукции: требования к качеству (ГОСТ ТУ), методы контроля качества (ГОСТ ТУ), требования к методам контроля (ГОСТ НК). На данный момент создаются и разрабатываются стандарты, регламентирующие требования к неразрушающему контролю продукции железнодорожного назначения: «Системы неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения. Основные положения», «Продукция железнодорожного назначения. Правила верификации методик неразрушающего контроля», «Колеса железнодорожного подвижного состава. Методы определения остаточных напряжений» и др. «Для совершенствования технологий неразрушающего контроля необходимо завершить разработку и актуализацию стандартов на методы неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения, разработать инновационные методики и средства неразрушающего контроля, обеспечивающие расширение зон и повышение помехозащищенности контроля рельсов, а также гармонизировать методы и нормативные требования к неразрушающему контролю продукции железнодорожного назначения на стадиях производства, технического обслуживания и ремонта», - резюмировал Григорий Дымкин.

Завершило сессию докладов выступление Юрия Морозова, заместителя директора НЦКС ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина». Юрий Морозов рассказал о современном состоянии и развитии стали для мостостроения. Докладчик также рассказал о влиянии легирования на стойкость к атмосферной коррозии.

В завершении научно-технической конференции Сергей Палкин подвел её итоги, поддержал предложения по изданию сборника докладов для использования в работе, а также поступившие предложения в резолюцию конференции, пожелания участников о регулярном проведении предметного научно-технического обсуждения актуальных проблем повышения эффективности сотрудничества научных организаций с производителями продукции для железнодорожного транспорта и главным потребителем ОАО «РЖД» и поблагодарил участников за активную работу и дискуссию на мероприятии.

Источник: metalinfo.ru

Промышленные выставки и конференции