...

Концепцию маркировки товаров легкой промышленности представили участникам отрасли в РСПП

11 апреля, 21:13

4 апреля 2019 г в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось расширенное совместное заседание Комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности и Рабочей группы по маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, в которую входят Ассоциация компаний розничной торговли, Центр развития перспективных технологий, Союзлегпром, Ассоциация беспошлинной торговли, Ассоциация европейского бизнеса, Ассоциация компаний интернет-торговли, производители и ритейл товаров легкой промышленности. На заседание также были приглашены представители Минпромторга России и Федеральной таможенной службы. В настоящее время наличие незаконного оборота промышленной продукции является одной из острейших проблем. Участники заседания обсудили нормативно-правовую основу маркировки товаров легпрома, вопросы классификации и идентификации товарных остатков, технические процессы функционирования маркировочной системы, порядок таможенного декларирования и маркировки импортных товаров, вопросы синхронизации этих мероприятий и их нормативно-правовой базы в рамках ЕАЭС и ряд других тем. С докладами по теме на заседании выступили: В.Волкова - руководитель проекта "Легкая промышленность" в ЦРПТ ("Сроки и порядок проведения эксперимента"); О.Тухватуллин - начальник отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Минпромторга России; А.Вяткина - начальник отдела Главного таможенного управления таможенного контроля ФТС ("Порядок декларирования импортных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Возможность проведения маркировки товаров на территории Российской Федерации"); А.Тимченко - ведущий аналитик компании "Спортмастер", Н.Лаптева - руководитель проекта направления "Готовый текстиль" Торгового дома "Тайпит", В.Подоляк - руководитель проекта внедрения маркировки компании "Снежная королева" ("Маркировка остатков продукции легкой промышленности"); К.Медведев - руководитель проекта ЦРПТ ("Дорожная карта Национального каталога на 2019 год"). Открывая заседание руководитель рабочей группы по маркировке Анна Орлова отметила, что оборот контрафактной и других видов сфальсифицированной продукции является одной из острейших проблем всей российской экономики. Его доля, по многим оценкам, доходит до 30% и более в суммарном обороте продукции широкого спроса, и товары легпрома – не исключение. Эта проблема рассматривается на государственном уровне, о чем свидетельствует, в том числе, правительственное распоряжение N 792 (28 апреля 2017 г.), предусматривающее дальнейшее расширение перечня маркируемых товаров. Проведение маркировки шуб и меховых изделий в 2017-2018 гг. "продемонстрировало высокую эффективность такой меры по выявлению и удалению фальсификата", потому правительство решило поэтапно расширять перечень изделий, подлежащих маркировке". Вместе с тем, по словам Анны Орловой, эксперимент с теми товарами обнажил ряд экономических и технических проблем в сфере идентификации продукции, над решением которых работает созданная в 2018 г. профильная рабочая группа АКОРТ. С участием в ней более 50 компаний, включая работающих в сферах ритейла и логистики, а также ФТС, ряд отраслевых ассоциаций. Отмечалось также, что в настоящее время формируется единая система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. В Распоряжении правительства РФ от 28.04. 2017 г. №792-р определен перечень товаров, подлежащий обязательной маркировке средствами идентификации. Точнее, сфере легпрома с 1 июля 2019 г. обязательной маркировке подлежит обувь; с 1 декабря того же года - 4 других товарных сегмента легпрома (одежда из натуральной или композиционной кожи; женские и детские вязаные блузки; женская и мужская верхняя одежда; белье постельное, столовое, кухонное и туалетное). Планируется, что уже к 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживаемости всего товарного ассортимента. Председатель Комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности, президент Союзлегпрома Андрей Разбродинвыразил уверенность в том, что внедрение системы маркировки/прослеживаемости товаров легкой промышленности является реальным способом борьбы с фальсификатами и положительно скажется на работе предприятий отрасли. В то же время, предложенная "нашим Союзом лет 5 тому назад такая мера оказалась, на мой взгляд, к настоящему времени "выхолощенной" в какой-то мере. Во всяком случае, систему маркировки и ее целеполагание целесообразно впрямую увязать с оценкой качества и потребительской безопасности продукции. Кроме того, - подчеркнул Андрей Разбродин, - система маркировки не должна стать дополнительным финансовым бременем для производителей", так как это скажется, в том числе, на конечной цене товаров. Тем временем, с 1 июня с.г. операторские функции рынка меховых изделий перейдут от ФНС к Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ), действующему в статусе оператора системы маркировки в РФ. Анна Орлова и руководитель товарной группы "Обувь/Легпром" ЦРПТ Вера Волкова заверили, что означенный переход будет "максимально беспроблемным" для производителей. Кроме того, система маркировки "формируется совместно с бизнесом. Потому сами производители могут инициировать изменения в самом маркировочном проекте, обратившись к оператору с соответствующим предложением. Оно будет оперативно рассмотрено обеими сторонами", - уточнил заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов. Касательно эксперимента по маркировке изделий легпрома, Вера Волкова пояснила, что он успешно реализуется согласно плану-графику; используется также опыт эксперимента по маркировке обуви. Потому "есть все предпосылки для соблюдения сроков обязательной маркировки". Залог тому – тесное взаимодействие с производителями, позволяющее "заблаговременно учесть специфику их технологий и бизнес-процессов". Эксперт также разъяснила смежные вопросы по элементам идентификации продукции и ее прослеживаемости на рынке. Надежда Лаптева, руководитель проекта направления "Готовый текстиль" Торгового дома "Тайпит", подробно остановилась на вопросах маркировки товарных остатков и их обращения. Некоторые нюансы квалификации этих остатков требуют уточнения, иначе с вводом в действие маркировки сектор товарных остатков, в большей своей части, будет уходить "в тень". Так, после введения системы маркировки запрещается ввод в оборот товара (остатка), не маркированного DM-кодом. Хранить можно только тот товар, который маркирован DM-кодом. Или - не имеет его, но сам этот товар был заявлен до 31.12.19. А перемещать можно только товары, маркированные данным кодом. Кроме того, запрещаются движение немаркированного товара между юридическим лицам и ИП. Как и реализация немаркированного товара физлицам и юрлицам. Смежные вопросы отразил в своем выступлении Владимир Подоляк, руководитель проекта внедрения маркировки компании "Снежная королева". Компания предлагает проводить маркировку остатков товара не ранее окончания сезона распродаж по осенне-зимних коллекций-2019 (январь-июль 2020). И ввести ряд обязательных временных этапов, предусматривающих запреты на реализацию (сперва в оптовой, затем в розничной сети) немаркированной продукции – отечественной и импортной. Предложено ввести также ряд мер при получении и использовании кода маркировки (КМ) на остатки при упрощенном описании товара в рамках GS1, а именно: при заказе КМ обязательно указывать общий объем/.количество ввезенных/купленных изделий за последние 2 года; получать заменители GTIN через ИС МП (Национальный каталог) с использованием префиксов стран для ограниченного применения (020-029) или (040-049); ввести в КМ отличительную категорию "Упрощенные остатки"; применять КМ только в розничной торговле. Кирилл Медведев, руководитель проекта ЦРПТ "Дорожная карта Национального каталога на 2019 год" подробно рассказал об этом документе, предусматривающим комплексную систематизацию реестра производителей и товарного ассортимента. Так, в работе находятся такие составляющие этой Дорожной карты, как, например, регистрация участников и единой регистрационной карточки товаров; методика и инструкции по использованию личного кабинета производителя; проверка кода товаров (в рамках GTIN). В то же время, до сих пор еще не проводятся "массовая загрузка информации в упомянутый каталог и ее аналитика; заполнение товарных карточек-сведений по конкретным товарам и актуализации этих сведений". Предложения упомянутых и других экспертов взывали оживленную дискуссию. В свою очередь, представитель руководства ФТС Ольга Вяткина отметила, что между странами ЕАЭС пока сохраняются разночтения в классификации и осуществлении некоторых таможенных процедур. Что связано с сохраняющимися различиями в трактовках категорий как, например, страна происхождения товара, свободная экономическая зона, реэкспорт, таможенный склад, выпуск товаров в свободное обращение, помещение товара под временное хранение. Естественно, эти факторы усложняют применение в Союзе единых механизмов во всех звеньях маркировочно-идентификационного процесса. Поэтому, по мнению А.Вяткиной и других участников заседания, требуется снять разногласия по упомянутым вопросам и, соответственно, ускорить нормативно-правовую унификацию таможенных процедур в ЕАЭС. Наряду с регулярным, притом своевременным информированием участников рынка о принимаемых и планируемых решениях в таможенной сфере. Эти рекомендации были поддержаны в ходе заседания. В том числе, главой Российского союза кожевников и обувщиков Александрой Андрунакиевич. Отметившей, что поныне в ЕАЭС нет единого подхода к вопросам выпуска товаров в свободное обращение, что проявляется и в сегменте кожевенно-обувной продукции. Тем более ущербна эта ситуация с учетом крупных объемов "теневого" импорта-реэкспорта в РФ данной продукции через другие страны ЕАЭС. Олег Тухватуллин, представитель Минпромторга РФ подчеркнул, что эффективность маркировки напрямую зависит от максимальной доступности ее технологии. Как и от прозрачности нормативно-правовой базы в этой сфере. В связи с чем, целесообразны новые пилотные проекты по апробации маркировки в отраслях и тщательный анализ результатов этих проектов. Поскольку ее стратегическая задача – свести к минимуму, а сверхзадача – устранить фальсификат с российских прилавков. Наилучшие решения здесь, по мнению Олега Тухватуллина и других экспертов, - лежат в плоскости более тесного взаимодействия производителей и, в целом, всех субъектов рынка с профильной рабочей группой. Мнения, высказанные упомянутыми и другими экспертами--участниками заседания, вскоре - в обобщенном виде - будут представлены в Рабочую группу по маркировке и в Минпромторг РФ.

Источник: advis.ru

Промышленные выставки и конференции