Описание Подписка Войти
...

Сладкие виражи. Почему в России увеличивается цена на сахар

12 ноября 2018, 17:31
Сладкие виражи. Почему в России увеличивается цена на сахар

Сахарный «амбар» России - Южный федеральный округ. Именно оттуда пришла весть, озвученная Минсельхозом. Оптовая цена на сахар в октябре превысила показатель того же месяца прошлого года на 50%. С начала же года оптовые цены на этот продукт поднялись в округе почти на 44%.

Всемирная организация здравоохранения нормой потребления сахара, безвредной для здоровья, считает 38 килограммов в год на человека. Российские диетологи рекомендуют 30 - 35 кило. А наша статистика утверждает: на каждого россиянина приходится 37 килограммов сахара в год.

Урожай засох

Давненько уже, лет семь назад, страна объявила о своей сахарной независимости. Импорт тростникового сахара-сырца в структуре рынка еще сохранялся, но из года в год его ввозили все меньше и меньше. И настал момент, когда эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) объявили: «Россия в 2015/16 сельскохозяйственном году импортировала не более 280 тысяч тонн сахара-сырца. Это рекордно низкий показатель за всю послевоенную историю страны». В нынешнем году сахар-сырец и вовсе оказался на первом месте среди продуктов, импорт которых снизился сильнее всего.

Сахарную свеклу в России выращивают на площади чуть больше 1 млн гектаров. При хорошей урожайности - площадь оптимальная. Но в нынешнем году на сотнях тысяч гектаров засуха выкосила свеклу еще раньше, чем наступила уборочная страда. Поэтому если в прошлом году собрали по 425 ц/га, то в нынешнем - только 369 ц/га.

Анализируя происходящее на сахарном рынке, эксперты не проходят мимо «казахстанского фактора», созданного Таможенным союзом. До августа нынешнего года Казахстан имел право ввозить в Россию сахар-сырец беспошлинно. Сколько его поступало в страну, сбивая цены нашему производителю, не оглашается. Теперь появилась пошлина - 340 долларов за тонну. Казахстан притормозил сахарные потоки.

Итак, сокращение импорта, неурожай, «казахстанский фактор» - все это вместе взятое эксперты называют «драйвером роста оптовых цен».

Любопытно, что на нью-йоркской бирже цена на сахар-сырец с начала года снизилась на 5,8%, но за последнюю неделю вдруг прибавила 7%. Если Россия задумает увеличить импорт сырца, то и это обойдется недешево.

В год россияне потребляют 5,5 миллиона тонн сахара. Из них около 40% использует пищевая и перерабатывающая промышленность. Остальное идет на «домашнее» потребление. В зарубежных странах все с точностью до наоборот: 25 - 35% идет «в дом», большая же часть - в промышленное производство. Это и понятно: ни в какой другой стране хозяйки так не увлечены домашними заготовками, как у нас.

Иностранцы, решившие поближе ознакомиться с житьем-бытьем россиянина, за экзотику принимают эти самые заготовки «а-ля рюс», равно как и кондитерские изыски наших домохозяек. «Зачем, - спрашивают, - зачем торчать часами на кухне, закатывая ягоды в многочисленные банки или выпекая торт, если все это можно купить в магазине?!» Ну ментальность у нас такая...

Даже если чаевничать не «вприкуску», а «вприглядку», то полностью исключить сахар из рациона все равно не удастся. Такой вездесущий кристалл! Вся кондитерка на сахаре, хлебопекарная промышленность, макаронное тесто тоже подслащивают, чтобы пресным не было. Маринованные огурчики - и те с сахаром. Ну, до кучи, рыбные консервы вспомним - они тоже не исключение. И в рецептуре многих колбасно-сосисочных изделий предусмотрен сахар.

Корешок с кристаллом

Ровно 270 лет назад немецкий химик Маргграф оповестил научную общественность Германии о своем открытии: в корнеплоде свеклы обнаружен кристаллический сахар. Экспериментальными были как красный корнеплод, так и белый. Первый выдал всего-то 0,97% сахара. А вот белая свекла «поднатужилась» до 1,56%.

Однако никакого научного ажиотажа вокруг открытия Маргграфа не случилось. Скорее, наоборот, недоумение — зачем это нужно? Да и сам Маргграф по большому счету, как утверждают историки, не понял, что его открытие имеет эпохальное значение и совершит в дальнейшем революцию в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

«Понимание» пришло к его ученику - Францу Ахарду. Из красной столовой свеклы он сахар «давил», похоже, недолго. Корнеплод хотя и считался самым сладким из всех овощей, но - не сахарным. И занялся Ахард селекцией белой свеклы. Из корнеплодов получал уже больше 6% сахара. По тем временам - рекордное достижение.

Для сведения: на современных сахарных заводах извлекают до 17 - 18% сахара при сахаристости лучших сортов свеклы 20 - 22%.

В России первый сахарный завод был возведен по указу Петра I. Позже появилось еще несколько сахарных фабрик. Но до «открытия» сахарной свеклы и промышленных способов ее «перевоплощения» в сахар работали они исключительно на привозном тростниковом сырье.

В 1800 году с появлением высочайшего указа «Об отводе земель в Южных краях России желающим разводить свекольные плантации для делания сахару» началось время свеклосахарного производства. И закончилась мировая монополия сахарного тростника. В 1869 году Россия впервые вывезла за рубеж около 3,5 тысячи пудов свекловичного сахара. В 1912 году его экспорт составил 28,6 миллиона пудов. До 1917 года прибыль от экспорта и реализации сахара внутри страны была одной из самых высоких, уступая только размеру выручки от алкогольных напитков и табачных изделий.

И потом на протяжении семидесяти лет страна могла полностью обеспечить себя свекловичным сахаром. Ввоз тростникового с Кубы был продиктован не какой-то острой нуждой, а условиями товарообмена внутри стран социалистического лагеря.

Острая нужда возникла позже - в начале 1990-х, с продолжением в нулевых годах... Но это уже в прошлом. Сейчас Россия не только обеспечивает себя сахаром, но и вышла на мировой рынок как крупный производитель и экспортер.

Чтобы уберечь свеклосахарную отрасль от депрессии, эксперты предлагают уменьшить посевные площади - использовать не больше 1 миллиона гектаров. Не выделять субсидии хозяйствам, в которых свекольные поля удалены от ближайшего действующего завода более чем на 120 километров (экономия на транспортировке!), да еще ежегодно вычитать из этого радиуса 5 км, чтобы в конечном итоге довести расстояние до 80 километров.

Наверное, в этом есть какое-то разумное зерно, но тревожную подоплеку специалисты отрасли видят вот в чем. Сельхозпредприятия, скорее всего, с радостью избавятся от ставшей нерентабельной свеклы и «перепрофилируют» свои поля под другие, более рентабельные культуры (такое в практике уже было). Сахарные заводы не смогут полностью использовать свои мощности. Тогда в страну неминуемо вновь хлынет импорт сырца.

Шумел тростник...

Почти весь белый рафинированный сахар на прилавках наших магазинов - свекловичный продукт. Тростниковому отведена другая ниша. Коричневый нерафинированный тростниковый сахар стал изысканным товаром премиум-класса, стоимость которого в три-четыре раза выше стоимости белого.

Цена определяет качество?..

Кто-то поспешил объявить нерафинированный коричневый некоей панацеей, одновременно сладкой и полезной. В отличие от рафинированного, прошедшего очистку различными кислотами. Действительно, при рафинировании теряется часть полезных веществ (как, впрочем, и нежелательные примеси), извлекается патока (меласса). В принципе нерафинированным может быть и свекловичный сахар. Но его патока не очень-то приятна на вкус и запах.

Другое дело - тростниковая. Именно она придает сахару нежно-карамельный оттенок. И именно в ней сберегаются разнообразные минеральные вещества, полезные для здоровья человека. Кроме того, коричневый сахар во много раз превосходит белый по витаминному составу.

По калорийности же тот и другой сахар практически не отличаются. И по содержанию сахарозы, небезвредной для организма, тоже.

Существует довольно много разновидностей коричневого тростникового сахара. Различаются они между собой опять же количеством содержащейся патоки: чем светлее сахар, тем ее меньше.

Считается, что хороший, то есть настоящий, коричневый тростниковый сахар производится в Бразилии, Гватемале, США, Коста-Рике, Кубе, а также на острове Маврикий. Но в Россию он завозится не напрямую, а из стран-посредников, где имеются производства по его глубокой переработке. Именно на этом этапе и формируется высокая стоимость конечного продукта. Свою ценовую лепту в нее вносят и наши предприятия, где производится расфасовка и упаковка сахара. И, разумеется, розничная торговля.

К сожалению, и на этом рынке контролирующие органы время от времени выявляют фальсификаты. Чаще всего в товарных упаковках обнаруживается обычный рафинированный сахар, покрытый пленкой тростниковой патоки. Привлечь к ответственности фальсификаторов невозможно: в России нет специальных нормативных актов, которые бы запрещали выдавать за тростниковый сахар рафинад, облаченный в патоковую оболочку.

Пусть сахар и называют «сладкой смертью», равно как соль «белой смертью», без них - никуда. Великий академик Павлов говорил, что трапеза должна начинаться и заканчиваться удовольствием, тем самым отчасти объясняя физиологическую потребность человека в сладком десерте. И сколько бы нас ни убеждали, что от него болят зубы и расплывается фигура, все равно нас тянет на сладкое...

Источник: spbvedomosti.ru

Промышленные выставки и конференции