Описание Подписка Войти
...

«МегаФон» поможет ЖКХ

18 июля 2019, 5:51

ПАО "МегаФон" представил решение "Умное ЖКХ", позволяющее производить дистанционный контроль энергоресурсов. Решение, разработанное в рамках концепции интернета вещей и использующее стандарт узкополосного доступа NB-IoT, нацелено на решение задач поставщиков электроэнергии, тепловой энергии, водоканалов, управляющих компаний и застройщиков недвижимости. Как считают в экспертном сообществе, решение "МегаФона" полностью совместимо с задачами решения больших проблем ЖКХ.

Как заявили в пресс-службе "МегаФона", комплексное решение "Умное ЖКХ" (так называемые "умные счетчики") оператор уже успешно внедрил в 2017 году в жилых домах Иннополиса в Казани. "Это первый в России проект внедрения интернета вещей в ЖКХ на базе технологии NB-IoT. Сегодня этим решением уже пользуются управляющие компании и застройщики России", - указали в "МегаФоне". Относительно оценки результатов эксплуатации решения в Иннополисе в компании сказали следующее: "На первом этапе коммерческой эксплуатации еще в 2017 году мы оборудовали "передающими" устройствами первый дом города Иннополис, разместив счетчики на разных этажах, в том числе, и в труднодоступных местах. В данном случае, "умными" приборами учета был оборудован подвал дома. Мы были первыми в России, кто протестировали решение в стандарте NB-IoT и затем запустили его в коммерческую эксплуатацию в умном городе Иннополисе. Мы довольны результатами и именно поэтому сегодня предложение "Умное ЖКХ" мы выводим на федеральный рынок".

Однако то, на какое количество клиентов решения в компании рассчитывают, а также сумму вложенных в него средств в "МегаФоне" не раскрыли, сказав, что это составляет коммерческую тайну компании.

Решение "Умное ЖКХ", как рассказали в компании, объединяет в своем составе автоматизированную систему сбора и передачи данных с приборов коммунального учета, удобное web-приложение для пользователей, объемную библиотеку драйверов для различных моделей цифровых приборов учета и широкие возможности интеграции с внешними системами. Решение позволяет производить учет и контроль за потреблением электричества, тепла, газа и воды. Дополнительно к системе можно подключить весь спектр пожарно-охранных датчиков таких, как датчики протечки, движения, вскрытия и т.д. При использовании соответствующих моделей счетчиков, решение МегаФон позволяет также дистанционно программировать и управлять приборами учета.

Передача данных решением, как отметили в "МегаФоне", осуществляется по технологии NB-IoT. Она отличается малыми объемами обмена данными, возможностью использовать автономное питания и гибко управлять энергопотреблением устройств. К одной базовой станции можно подключить до 80 тысяч IoT-устройств, что в десятки раз превышает возможности существующих стандартов мобильной связи. "Установленные в счётчиках элементы питания будут работать без подзарядки до 10 лет, что снизит расходы на замену батарей. Технологические данные устройств хранятся в защищенном облачном хранилище и доступны пользователю через веб-интерфейс и мобильное приложение", - указали в "МегаФоне".

Что касается тех регионов, в которых решение запущено в коммерческую эксплуатацию, в МегаФоне заявили: "Услуга будет работать, где есть сети NB-IoT. Наша сеть уже позволяет обеспечивать федеральное NB-IoT покрытие. Мы существенно продвинулись относительно других операторов и предлагает своим клиентам комплексную инфраструктуру интернета вещей – это готовая к внедрению коммерческих проектов NB-IoT-сеть, NB-IoT-решения, NB-IoT-устройства и самая удобная на рынке операторов связи М2М- платформа".

О возможностях решения в компании сказали следующее: "Благодаря решению "Умное ЖКХ" снабжающие и управляющие организации получают прозрачность взаиморасчетов, эффективный контроль за поставкой и передачей ресурсов, функции удаленного контроля счетчиков, а также сокращение потерь энергоресурсов и связанных с ними убытков. "Умное ЖКХ" можно интегрировать с распространенными системами 1С и ГИС ЖКХ. Оно обеспечивает автоматический сбор данных без обхода квартир сотрудниками и формирование на его основе четкого баланса потребления ресурсов. При этом жители освобождаются от необходимости передачи данных ЖКХ в ручном режиме и оплачивают ресурсы по фактическому потреблению".

Руководитель по IoT и цифровым решениям "МегаФона" Павел Иванченко относительно решения "Умное ЖКХ" сказал следующее: "По мере того, как города России и ближнего зарубежья переходят на новые, высокотехнологичные системы управления ЖКХ, растет и запрос на создание оригинальных российских продуктов для этой сферы. МегаФон, занимающий лидирующее положение в стране благодаря успешно сформированной сети "интернета вещей", насчитывающей свыше 7 млн sim-карт, имеет богатый опыт разработки и запуска целых экосистем, выстроенных на базе IoT. Наше новое решение, выпущенное специально для ЖКХ, учитывает все специфичные, местные особенности, принятые в России стандарты и, что особенно важно, сложившуюся практику управления сферой городского хозяйства. Принимая во внимание те факты, что годовой оборот рынка ЖКХ в нашей стране достигает 4,6 триллиона рублей, и соответствует 6% ВВП России, нет никаких сомнений, что "Умное ЖКХ" будет активно внедряться в масштабах всего государства, повышая удобство управления процессами и снижая издержки от потерь, в настоящее время являющихся достаточно серьезной проблемой данной отрасли".

В пресс-службе ПАО "МТС", говоря с корреспондентом ComNews о представленном "МегаФоном" решении для IoT в ЖКХ, обратили внимание, что МТС запустила в коммерческую эксплуатацию несколько решений интернета вещей по сбору и обработке данных с приборов учета и других датчиков. "В частности, сервис "Телеучет данных" и "Платформу IoT-решений", предназначенную для широкого спектра применений. Эти решения используют широкий спектр технологий и протоколов, в том числе технологию беспроводной связи NB-IoT", - указали в МТС, добавив, что компания развивает федеральную сеть интернета вещей стандарта NB-IoT, которая уже покрывает более 60 регионов России. 

"МТС постоянно совершенствует свои сервисы и технологии и расширяет спектр их применения. Решения компании могут быть использованы как для учета потребления энергоресурсов на различных уровнях – ресурсоснабжающими организациями, водоканалами, сетевыми компаниями, застройщиками, УК и ТСЖ, конечными потребителями -  жителями и коммерческими предприятиями, так и сбора данных с различного оборудования и датчиков, используемых на производстве, в строительстве и коммунальных нуждах. Для сектора ЖКХ мы также предлагаем решения по мониторингу сотрудников и спец.техники, контролю выполнения задач, умному вывозу мусора, видеонаблюдению и аналитике и др.", - отметили в МТС.

В компании также заявили, что видят развитие IoT в ЖКХ перспективным направлением. "По различным оценкам внедрение интеллектуального сбора данных с приборов учета будет расти, число умных счетчиков в 2022 году достигнет в РФ несколько десятков миллионов единиц (оценки 20-80 млн)", - проинформировали в МТС.

В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") корреспонденту ComNews указали на то, что оператор активировал в Москве масштабную сеть для сервисов и устройств интернета вещей в стандарте LTE на основе технологии NB-IoT. "Московская сеть связи Билайн полностью готова для поддержки десятков миллионов умных устройств интернета вещей и развития рынка технологий "умного города", - отметили в "Билайн".

В компании также обратили внимание, что тренд на массовую интеграцию продуктов интернета вещей только набирает обороты на российском рынке. "Поэтому мы считаем правильным дать возможность разработчикам провести пилоты своих IoT-решений на нашей сети в Москве. В ближайшей перспективе мы ожидаем переход на новый стандарт многих городских и потребительских сервисов, таких как системы учёта энергоресурсов, городское освещение, дорожная инфраструктура и интеллектуальные системы ЖКХ. Поэтому мы запустили открытую тестовую площадку для разработчиков решений IoT на сети стандарта NB-IoT на территории "Умного квартала" в районе Марьино Москвы", - рассказали в "Билайне".

Помимо того, в компании отметили, что на недавнем Петербургском международном экономическом форуме "Билайн" подписал соглашения о сотрудничестве с шестью регионами, в рамках которого намерен предоставлять свои технологические решения, в том числе big data-аналитику и решения для умного города, а также помогать развивать информационно-технологическую инфраструктуру регионов.

В пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"), беседуя с корреспондентом ComNews, указали, что в 2018-2019 годах оператор развернул две пилотные зоны NB-IoT в жилых домах Москвы и Петербурга в партнерстве с Nokia, Ericsson и ПАО "Ростелеком". "Мы протестировали сервис на более чем 150 электросчетчиках в реальных условиях и проверили точность передачи данных. "Умные" счетчики автоматически передают точные показания на сервер сбора статистики энергетической компании: жителям не нужно помнить о датах снятия и передачи показаний, а энергосбытовым компаниям не требуется проводить их сверку. Испытания "умных" счетчиков признаны успешными, это подтверждается официальным заключением Мосэнергосбыта, который рекомендует энергосбытовым компаниям использовать техническое решение Tele2. Безусловно, внедрение интернета вещей способно вывести жизнь горожан на новый уровень: энергосбытовые компании получат высокий экономический эффект, а пользователи – комфорт при расчетах за электричество", - заявили в Tele2.

Директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников в разговоре с корреспондентом ComNews сказал следующее: "Все с нетерпением ждут когда NB-IoT займет серьезное место на рынке. Но в то же время, никому не интересны протоколы и сим-карты. Парадигма цифрового ЖКХ оперирует понятиями снижения издержек, повышения эффективности учета, снижения небаланса размером более чем в триллион рублей. Решение "Мегафона" полностью совместимо с задачами решения больших проблем и это правильно".

Что касается развития рынка решений IoT для ЖКХ, Андрей Колесников отметил, что его можно оценить, в частности, посчитав количество приборов, которые должны быть "умными". "В течение 6 лет и с учетом выбывания старых приборов данный рынок составит приблизительно 100 млн приборов. Такая оценка – конечно, пальцем в небо, но порядок таков. Не только тех приборов, что стоят в квартирах, но и используемых в инфраструктуре. Речь о распределительных узлах инфраструктуры, промышленности, муниципальных объектах и т.д.", - указал Андрей Колесников, добавив, что вопрос сегодня – в определении места оператора связи в IоT в ЖКХ.

"Так сложилось, что все затраты на передачу пакета от прибора до платформы уже спрятаны в стоимость прибора учета на время его поверочного интервала или срока службы. Традиционный операторский концепт "доход = количество сим карт х количество рублей с сим карты" не работает и не будет работать. Поэтому оператору выгодно получить деньги за услугу связи сразу - от производителя прибора. При этом есть второй источник доходов, более маржинальный - непосредственно сервисные платежи за использование платформы сбора и обработки данных с прибора и превращение физически измеряемых величин в денежные знаки", - отметил Андрей Колесников.

Он также обратил внимание, что тот, кто владеет первичными данными, получаемыми с приборов, имеет большие преимущества. "Например, провал проекта ГИС ЖКХ во многом обусловлен тем, что платформа не получает объективных данных непосредственно с приборов. У "МегаФона", как и у других "операторов приборов учета", в этом плане гораздо больше шансов стать коммерчески интересным проектом". – заявил Андрей Колесников и добавил, что "приз на рынке решений для IoT в ЖКХ возьмут те, кто сможет конвертировать кассовый разрыв более чем в 1 трлн рублей, состоящий в том числе из неплатежей и мутных схем (из оборота в 4,6 трлн рублей), хотя бы частично в свой доход".

Помимо того, Андрей Колесников указал корреспонденту ComNews, что NB-IoT как протокол имеет большое будущее. "Но прежде, чем оно наступит, пройдет еще несколько лет – период, в течение которого вендоры доведут чипсеты до приемлемого уровня энергопотребления в автономном режиме", - отметил он.

Директор департамента телекоммуникационных услуг J’son & Partners Consulting Кирилл Кучеров в разговоре с корреспондентом ComNews заявил, что рынок "умных счетчиков", который составляет бОльшую часть рынка решений для "умного ЖКХ", является весьма перспективным потому, что и бизнес-модель сервис-провайдера таких услуг, и экономический эффект для УК как потребителей сервиса являются понятными и измеримыми. "Этот рынок находится в промежуточной стадии между стадией инновации и стадией массового рынка, но темпы развития его, в том числе в ближайшие полтора-два года, будут ограничены темпами обновления парка счетчиков", - указал Кирилл Кучеров.

По мнению партнера iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, российский рынок ЖКХ уже насыщен разного рода программно-аппаратными системами автоматизации, телеметрии, диспетчеризации, автоматических систем учета и контроля расхода энергоресурсов. "Многие организации отрасли (водоканалы, энергосбытовые компании, пр.), стремящиеся к улучшению своего сервиса и сокращению собственных трудозатрат, уже давно внедряют различные автоматизированные системы управления и учета технологического и коммерческого учета. По нашим оценкам, в 20018 году рынок решений для автоматизированного учета потребления энергоресурсов вырос на 12% до 6,5 млрд. рублей. Уровень проникновения таких систем сильно варьируется в зависимости от потребительского сегмента. Например, в сегменте крупных промышленных предприятий проникновение автоматизированных систем в отрасли энергетики доходит до 80%, в сегменте частных потребителей воды и тепла –близко к нулю. Потенциал этого рынка очень высок, но он трудно реализуемый по разным причинам, в том числе из-за низкой стоимости самих коммунальных ресурсов", - говорит она.

Источник: ComNews.ru

Промышленные выставки и конференции