Описание Подписка Войти
...

Справимся сами: как «Магниту» помогают «самописные» IT-решения

28 июля 2022, 17:14

Розничная сеть «Магнит» приняла стратегию развития, в рамках которой  информационные технологии станут одним из главных конкурентных преимуществ ритейлера. При этом в компании намеренно избегают набившего оскомину термина «цифровая трансформация», поскольку у «трансформации» как процесса есть начало и конец, а здесь идёт речь о «бесконечной истории».

При этом IT-отдел в компании интегрирован по горизонтальному принципу – в отличие от других российских ритейлеров с вертикальной структурой управления, где айтишники просто выполняют задачи, в «Магните» они непосредственно влияют на все бизнес-процессы. То есть, именно по инициативе IT-отдела во всей сети часто появляется что-то новое – фактически это «модель партнёрства», утверждают в компании.

Интересно, что порядка 70% из 600 (!) используемых в «Магните» IT-систем – это «самописные» решения, разработанные внутри компании. Раньше это воспринималось как своего рода проблема, однако начиная со II квартала 2022 года, когда зарубежные вендоры начали уходить с российского рынка, эта «проблема» стала преимуществом.

Например, «Магнит» стал едва ли не единственным крупным продуктовым ритейлером, у которого не перестала работать программа лояльности. Изначально она, правда, тоже работала на иностранном ПО, но благодаря компетенциям IT-отдела её удалось бесшовно перевести на собственную платформу – в то время как у ряда конкурентов программы до сих пор отключены.

Соответственно, при прочих равных условиях (два магазина у дома с приблизительно одинаковым ассортиментом и ценовой политикой) покупатель пойдёт в тот магазин, где у него копятся баллы, скидки и т.п.

Безусловно, в «Магните» продолжают использоваться решения крупных западных вендоров – например, Microsoft, Oracle, SAP и т.п. Их значение для бизнес-процессов стараются минимизировать, но признают, что далеко не всё можно заменить отечественными аналогами – так, ни в одном из офисных пакетов нет всех функций того же Office 365. Хорошие отношения с Microsoft позволяют продолжать работу с ним, но параллельно рассматриваются и альтернативы: на стратегическом уровне «Магнит» движется в сторону использования либо российских, либо open source-решений. В любом случае резких движений крупный бизнес делать не может.

Также стратегия подразумевает сохранение использования SAP в качестве основной ERP-системы (вообще «уход SAP» уже стал каноничным примером имитации ухода при нежелании терять огромный бизнес); хотя добавляются и решения 1С. Для надёжности SAP будет работать в облаке, уже выбран российский облачный провайдер. И в целом 20-30% IT-экосистемы «Магнит» планирует перевести в облака до конца 2023 года. Раньше с этой целью рассматривали преимущественно облака Microsoft, но сейчас переходят на российских провайдеров.

В ближайшие 2-3 года «Магнит» планирует увеличить количество IT-персонала на 20%. Это необходимо для реализации новых проектов. В частности, планируется фокус на обработке «больших данных» для релевантной коммуникации с клиентами по принципу «информация для покупателя в нужное время в нужном месте в нужном контексте». И главный фокус – на автоматизацию бизнес-процессах, поскольку в бэк-офисах ещё много ручного труда.

Из существующих разработок «Магнита» стоит отметить, например, систему управления грузовиками: у ритейлера 27 тыс. магазинов и 5 тыс. грузовиков, работу которых нужно было «уберизировать» и оптимизировать. Сложность в том, что существующие системы построены на базе карт, рассчитанных на легковые автомобили. Поэтому пришлось делать свой дорожный граф на базе OpenStreetMap, учитывать в нём вес и габариты машин, разрешения местных администраций на подъезд к конкретным магазинам и т.п.

Есть программа мотивации «Золотой магазин» с элементами геймификации: сотрудники зарабатывают в ней разные «ачивки», за которые потом можно даже купить реальные товары. Игры, кстати, есть и в приложении «Магнит» — они хорошо повышают лояльность покупателей. В дальнейшем планируется добавить в платформу лояльности медиаконтент – например, рецепты, советы по правильному питанию и т.п.

Эффективным себя показало приложение для сотрудников: им пользуются 80 тыс. человек. Это совместный проект IT- и HR-отделов, ставший прямым каналом коммуникации с сотрудниками. Он ускоряет всю внутреннюю бюрократию: от получения справок до оформления отпусков и корпоративных скидок.

Много пользователей пришло сразу после запуска приложения по «сарафанному радио» — настолько, что пришлось срочно наращивать мощности платформы. Вообще же сейчас в «Магните» весь кадровый документооборот поэтапно переводится на электронный.

Ещё один проект – это удалённая диспетчеризация (контроль) торгового оборудования, в частности, холодильного. С сотрудников магазинов эту задачу в итоге сняли, потому что это, в общем-то, и не в их компенции – проверять, не испортятся ли продукты при текущей температуре.

Теперь все параметры мониторятся централизованно и при необходимости принимаются меры.

Источник: telecomdaily.ru

Промышленные выставки и конференции