Описание Подписка Войти
...

Ритейлеры "Дикси", "Бристоль" и "Красное и белое" договорились об объединении

21 января 2019, 17:56

Игорь Кесаев и Сергей Кациев, бенефициары группы компаний "Дикси" и компании "Альбион-2002" (сеть магазинов "Бристоль"), и Сергей Студенников, бенефициар ритейлера "Красное и белое", договорились об объединении этих компаний в единый розничный бизнес, в результате чего образуется третий по размеру оборота ритейлер России, говорится в сообщении компаний.

В объединенном бизнесе И.Кесаеву и С.Кациеву будет принадлежать 51%, а С.Студенникову — 49%.

"В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уровнять активы при объединении", — отмечается в сообщении.

Под торговыми марками "Дикси", "Бристоль" и "Красное и белое" в России работает более 13 тыс. магазинов.

"Бристоль" и "Красное и белое" — прямые конкуренты, которые развивают сети алкомаркетов. Но кроме алкоголя в магазинах также представлены продукты питания. Например, "Бристоль" называет формат, в котором работает, магазинами "у дома" (в ее магазинах представлены безалкогольные напитки, снэки, консервация, бакалея, корма для животных) — то есть сети конкурируют и с продуктовыми магазинами шаговой доступности, такими как "Дикси", "Пятерочка" (X5 Retail Group) и "Магнит".

В 2015 году владельцы "Бристоля" и "Дикси" пытались объединить компании, сделка была запущена: структура "Дикси" приобрела около трети долей в "Альбион-2002" у Megapolis Holdings, входящей в группу "Меркурий" И.Кесаева и С.Кациева, и планировала консолидировать 100% летом того же года. Но в декабре "Дикси" вернула 33% долей продавцу. Отказ от поглощения "Бристоля" в "Дикси" объяснили изменением рыночной конъюнктуры, а также отказом Федеральной антимонопольной службы согласовать сделку. Еще одной причиной отказа от сделки могли стать операционные проблемы в "Дикси", указывали аналитики.

"Дикси" — крупнейшая из трех сливающихся компаний. Компания стала единственной из публичных российских ритейлеров, чья выручка в 2017 году снизилась (-9,1%, до 282,8 млрд рублей). В первом полугодии 2018 года "Дикси" сумела вернуться к росту, увеличив выручку на 4%, до 146,7 млрд рублей. Летом прошлого года "Дикси" провела делистинг акций с "Московской биржи". В конце ноября акционеры компании проголосовали за прекращение ее публичного статуса.

"Дикси" — пятый в России продовольственный ритейлер по размеру выручки (оценка InfoLine за 2017 год). Лидер российского ритейла — X5 Retail Group с долей около 10%, у следующего за ней "Магнита" — около 9%, у "Дикси" — 2% (данные из презентации "Магнита" со ссылкой на аналитиков и собственные расчеты ритейлера).

В 2017 году Х5 нарастила выручку на 25,3%, до 1,295 трлн рублей (под управлением компании к концу декабря было 12,121 тыс. магазинов). Выручка "Магнита" увеличилась на 6,4%, до 1,143 млрд рублей.

"Бристоль" и "Красное и белое" растут гораздо быстрее, чем традиционные ритейлеры. Выручка ООО "Альбион-2002", по данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", в 2017 году выросла в 1,5 раза, до 68,4 млрд рублей. Кроме того, впервые за последние годы компания стала прибыльной: ее чистая прибыль по итогам 2017 года составила 9 млн рублей по сравнению с убытком в 355,2 млн рублей годом ранее.

У "Красного и белого" нет единой операционной компании. По данным InfoLine, выручка сети в 2017 году выросла на 48,3%, до 215 млрд рублей.

Ни "Красное и белое", ни "Бристоль" не раскрывают финансовые показатели. Исходя из имеющихся данных, в 2017 году совокупная выручка готовящихся к слиянию компаний превышала 560 млрд рублей.

Сейчас третьим по размеру выручки ритейлером в России является "Лента", в 2017 году (по результатам которого компания и заняла третье место, обогнав Auchan) ее выручка выросла на 19,2%, до 365,2 млрд рублей. Но в последнее время компания испытывает проблемы: в 2018 году она впервые не выполнит первоначальный прогноз по открытиям новых магазинов (план по открытиям гипермаркетов и супермаркетов на 2018 год был скорректирован в августе). Кроме того, в 2019 году планирует открыть значительно меньше магазинов, чем в прошлом году, и существенно замедлит темпы роста, предупреждал ритейлер. Он также не достигнет ранее заявленной цели удвоить торговые площади за 2017-2020 годы.

В III квартале 2018 рост выручки "Ленты" существенно замедлился — до 12,5% с 16,6% во II квартале. Это самая низкая квартальная динамика, которую демонстрировал ритейлер (исходя из опубликованных данных с первого квартала 2013 года).

"Ритейл — это бизнес объемов, поэтому лидерство играет огромную роль в переговорах с поставщиками, в получении лучших цен, локаций, низких арендных ставок. Номер один получает все", — говорила в интервью "Интерфаксу" Елена Милинова, тогда занимавшая должность главного финансового директора Х5.

"Дикси", которая когда-то сама выступала в роли консолидатора на рынке ритейла (например, в 2011 году компания приобрела группу "Виктория"), в последнее время аналитики рассматривали в качестве потенциального актива на продажу. Так, ее "сватали" "Магниту" после того, как тот провел SPO осенью 2017 года. Аналитики Альфа-банка тогда оценивали стоимость "Дикси" в 45-85 млрд рублей — в зависимости от структуры "виртуальной" сделки.

"Красное и белое" — лидер рынка специализированной алкогольной розницы. Из имеющихся данных за 2017 год следует, что сеть сопоставима с "Дикси" по размеру выручки. Владелец компании С.Студенников занимал 115-е место в списке богатейших людей России по версии Forbes. В 2018 году журнал оценил его состояние в $950 млн. В октябре Bloomberg включил его в список долларовых миллиардеров.

В конце прошлого года на складах сети "Красное и белое" в Москве и ряде других регионов прошли обыски. Правоохранительные органы подозревали компанию в торговле контрафактом и неуплате налогов. В ходе обысков в офисе и на всех складах была изъята документация на товар, произведен осмотр зданий и помещений, в итоге фактов продажа контрафакта обнаружено не было, сообщал ритейлер.

Источник: Интерфакс

Промышленные выставки и конференции