Описание Подписка Войти
...

Органические продукты питания: поставщики и прибыльные фермы

18 сентября 2019, 9:40

В России треть населения согласна покупать фермерское мороженое, половина - свежие мясо и рыбу, чистую воду, но позволить себе это может лишь 10% россиян.

В России треть населения согласна покупать фермерское мороженое, половина - свежие мясо и рыбу, чистую воду, но позволить себе это может лишь 10% россиян.

На данный момент рынок органических продуктов в стране достиг примерно 9,6 миллиардов рублей, что составляет только 2% от рынка натуральных и фермерских продуктов питания. За прошлый год продано 9000 тонн чистых овощей и фруктов, меда и молока, мяса. Лишь 15 % из них произведены в России , остальное привезено из-за рубежа, сообщили в ТПП РФ.

Ксения Валеева, предприниматель, основатель сети пекарен-кондитерских "Горячий хлеб":

«Сегодня экологически чистые продукты становятся все более популярными в мире. Спрос высок в первую очередь на молочную продукцию, мясо, овощи и фрукты, произведенные в экологически благополучной местности и не содержащие химических добавок, гормонов, антибиотиков и пестицидов.

Существует несколько терминов - «органик», «эко» или «био». Они обозначают, что эти продукты произведены в соответствии с экологическими стандартами, и вредное воздействие на них исключено на всех этапах доставки этих продуктов от фермы или сада до прилавка.

Основной вопрос как раз в данных экологических стандартах. В нашей стране отсутствует законодательство, регулирующее производство экологически чистых продуктов. Нормативов для экологичных продуктов нет, нет и контроля, поэтому возникают условия для злоупотреблений. На сегодняшний день фактически любой производитель может нанести этикетку «органик» на упаковку исключительно в рекламных целях. Естьдаже такой термин — «гринвошинг», означающий обман покупателя, когда на продукцию безо всяких на то оснований наклеиваются различные ярлыки, которые говорят о полезности и экологичности. Таким образом, нет никакой гарантии что потребитель приобрел действительно экологически чистый продукт.

Азамат Галин, предприниматель:

«Органика - это когда продукт производится из чистого сырья без консервантов и "химии". Ключевым здесь является сырье.

Сертификации по стандартам органики до сих пор не было, конечно, есть союз производителей органических продуктов: там свои стандарты, включая проверку исходного сырья и всех этапов производства. Поэтому я, мягко говоря, удивляюсь, когда вижу на полках продукты со значками "био", "эко" или зеленые листки. Моя компания производит органические продукты – вся линейка состоит из натуральных продуктов, включая напитки: соки прямого отжима, соки с сохранением клетчатки.

Многие считают, что вырастили в саду яблоко, отжали сок и вот вам на столе органический продукт – сок. Но это не так! Для получения органического яблочного сока обрабатывать яблони допустимо лишь чесноком ни грамма химии! Сбор яблок не должен включать фунгициды. Сок должен быть без сахара, с натуральным пектином, причем к нему такие же строгие требования, как к яблоку.

В 2020 году в России вступит в силу закон “Об органической продукции”, который определит термин “Органический продукт” и правила его применения. Прежде чем использовать «зеленый листок» для размещения на упаковке производимого продукта, фермеру будет необходимо пройти сертификацию. А для этого необходимо пересмотреть весь свой бизнес: отказаться от химии на полях, прекратить кормить животных лекарствами и гормонами. Забыть о генной инженерии и других агрессивных методах стимуляции урожайности.

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

«Тот, кто реализует, он же никому не кричит, что это органическая продукция. Потому что его никто не спрашивает об этом. Когда он узнает, что надо подтвердить и сказать, что это выращенное мясо, молоко, овощи, фрукты и так далее, что это продукт без всяких химических добавок, - наверное тогда другой процент будет, потому что об этом начнут говорить и заявлять, что они на самом деле реализуют».

Работать по стандартам, требуемым к производству и сертификации органических продуктов в России пока готово чуть больше ста хозяйств. С января 2019 года российский сертификат будут выдавать аккредитованные государством лаборатории.

Компания “Чёрный хлеб” (Тульская область) подала заявку на проверку своего зерна, муки и круп. Также предприятие получило органические сертификаты ЕС и США. Документы позволят отделить “Чёрный хлеб” от тех, кто выдаёт обычные продукты за экологически чистые, смело используя приставки “Эко” и “Био” на упаковке. Но на полки магазинов попадает лишь половина органических продуктов из-под Тулы. Остальную часть 1000-тонного урожая забирают в чистом или смолотом виде крупные переработчики, например, производители детского питания. Они, к слову, сейчас всё чаще требуют от фермеров сертифицировать продукцию.

Ксения Валеева, предприниматель:

«У жителей Башкирии так же растет интерес к фермерским продуктам. Но фактически централизованного места где можно купить круглогодично такую продукцию нет. Есть маленькие магазины, лавки в торговых центрах, ярмарки, интернет магазины, где представлены фермерские продукты, но насколько они чистые, неизвестно, поскольку антибиотики, пестициды и химикаты можно свободно приобрести для фермерского и даже для домашнего использования.

В Башкирии достаточно хорошо развивается производство домашних сыров, молочной продукции, меда, на рынке можно приобрести фермерскую мясную продукцию, и если технологию приготовления можно выдержать без использования химикатов, то знать из какого именно сырья эта продукция произведена, мы не можем.

Сеть пекарен «Горячий Хлеб» является производителем хлебобулочной продукции и разнообразной выпечки. Мы строго придерживаемся нашего принципа - производить качественный продукт, по традиционным домашним рецептам без использования усилителей вкуса, различных красителей. Фактически 90 % сырья, которое мы используем выращено или произведено на территории Башкирии. Но насколько эти продукты экологически чистые на сегодня нам никто сказать не может. Работать исключительно на фермерских органических продуктах мы не можем, поскольку цена на данные продукты значительно выше среднерыночной, и нам соответственно придется повышать цены на нашу продукцию, а это невозможно, поскольку наши пекарни – это демократичный сегмент. Мы предлагаем нашим покупателям (а это в том числе и дети, и студенты, и пенсионеры) свежую домашнюю выпечку, по доступным ценам, которую они могут покупать себе на стол каждый день».

В основе семейного фермерского бизнеса Зениных - биогумус из отходов жизнедеятельности калифорнийских червей. На нём в прошлом году выросло около шести тонн овощей: огурцы, баклажаны, перцы. 85% выручки приходится на томаты. Их в хозяйстве 26 сортов. И у каждого своего документа.

Артем Вотинов, фермер:

«Молочная корова всю жизнь беременна. На органической ферме животное доят до десяти лет, обеспечивая чистый корм и свободный выпас. Мы в своем хозяйстве кормим коров только сеном, пшеницей ячменем и овсом, выращенными на нашем чистом поле. Но сертификацию на производство органического молока пока проходить не будем: это пока не планируемые нами затраты нас, хотя и есть интерес покупателей в реализации нами фасованного навоза (органического удобрения). В соседнем хозяйстве реализуют даже пропаренный чернозем, видимо спрос есть».

По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырин, инструменты поддержки есть. Они применимы к семейному бизнесу: и к микропредприятиям, и к семейным предприятиям, которые будут большего масштаба, и не подпадают под патент. Все инструментарии, которых в нашей стране уже очень много организовано, они будут работать в том числе и на семейный бизнес.

«Четыре органических производителя Белгородского области объединились в кооператив - для совместной реализации молочных продуктов, мёда, трав и овощей. Цены на экологически чистые продукты, минимум, на треть выше, чем на обычные. Основная причина - у натурального хозяйства меньше урожай, при схожих затратах».

Фермер Азамат Галин отмечает, что в Уфе уже несколько лет есть союзы, которые мы в шутку называем между собой "колхозами". Несколько семей объединяются, покупают молодняк и отдают на выращивание в деревню, сами закупают корма и онлайн следят за скотиной. Потому что хотят питаться органическими продуктами и беречь здоровье членов своей семьи.

«Что касается хлеба. Хотите правильный здоровый хлеб, пеките его сами! Огромное количество людей покупают продукты исходя именно из того, какие он могут дать последствия. Потому руководствуются тем, что лучше купить хлеб без термофильных дрожжей и он будет дороже на 30 рублей, чем потом лечить себя от осложнений.

Я проверял все дрожжи, которые есть в продаже. 100% сухих дрожжей термофильны, даже если написано, что это не так. Эти дрожжи не погибают при запекании! Именно поэтому требуется введение стандарта безопасности питания.

В нашей стране, к сожалению, нет понимания, что продукты нужны не только для того, чтобы подавить чувство голода. Поэтому всем знакомым я рекомендую: мясо берите только у тех, кто кормит коров сеном и натуральным белком (допустимо личинками мух спец корм), кто не дает пищевых отходов с своего стола домашней скотине».

Торгово-промышленная палата России предложила правительству сделать семью законной основой бизнеса. Это наладит трудовые отношения между родственниками, выведет часть малых предприятий из тени, распространит на них меры поддержки. Также ТПП предлагает ввести семейный патент - для микропредприятий, численностью до 15 человек. По последним сведениям, фермеров среди предпринимателей в стране – всего три процента.

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

«В патент вписываются члены семьи, которые в нём участвуют. Сдаётся по типу как сейчас самозанятые: режим там четыре или шесть процентов, в зависимости от того, кому он реализует свои услуги, платят. Или это плата за патент по виду деятельности по количеству членов семьи».

Участники отрасли считают, что прикармливать потребителя придётся несколько лет, постепенно отъедая долю у импорта. Отечественная органика в полтора-два раза дешевле. Этот же фактор позволяет российским фермерам думать об экспорте. Но для этого хозяйству необходимы международные сертификаты. По данным Союза органического земледелия России, сегодня в стране они есть у полусотни ферм. Появившуюся российскую маркировку все они получат по упрощённой схеме - без переходного периода. А государственный реестр органических производителей дополнительно защитит их продукцию, что, по ожиданиям властей, подстегнёт спрос.

Ксения Валеева, предприниматель:

«Фермерские «био» продукты относятся к премиальному сегменту, стоимость их по сравнению с аналогами, не претендующими на звание «био» выше на 20-200%. Причина в том, что при экопроизводстве выход продукции снижается в два-три раза, а переход на экологичное производство всегда связан со значительными затратами для производителя, которым недешево обходится ежегодный обязательный контроль сертифицирующих организаций.

Таким образом, нужно понимать, что органические продукты всегда будут отличаться более высокой ценой, как и все натуральное по сравнению с продуктами, предлагаемыми масс-маркетом, поскольку есть ускоренное производство и есть честное».

80 процентов органической продукции в России достаётся москвичам. Десятая часть - жителям Санкт-Петербурга. Но доля столиц понемногу снижается в пользу других мегаполисов страны. Потенциал рынка, по оценкам Минсельхоза России - 360 миллиардов рублей в год. При идеальных условиях развития отрасли, этот показатель можно достичь уже к 2025 году. И это полезный бизнес-вектор.

Источник: 56orb.ru

Промышленные выставки и конференции