Описание Подписка Войти
...

Российское облако: через тернии к прозрачным и управляемым ИТ

27 ноября 2019, 18:44
Российское облако: через тернии к прозрачным и управляемым ИТ
Впервые тему создания единой облачной платформы для государства стали обсуждать около семи лет назад. Минкомсвязи совместно с ФГБУ НИИ «Восход» утвердила концепцию перевода органов государственной власти в специализированную облачную платформу, на базе которой, как предполагается, будет предоставляться набор базовых сервисов (IaaS, PaaS и т.д.). Перевод в Гособлако порядка 50% информационных систем органов исполнительной власти должен быть осуществлен к 2022 году. Насколько оптимистичны такие планы, и какую цель преследует государство, реализуя этот масштабный проект, рассказывает Павел Колмычек, директор сети дата-центров ИТ-компании "КРОК". Немного предыстории Впервые тему создания единой облачной платформы для государства стали обсуждать около семи лет назад. В 2013 году компания "КРОК" вместе с другими крупными российскими ИТ-компаниями представила по заказу Минкомсвязи проект публичного облака для государственных нужд с планом последовательного переноса в него информационных систем. Согласно этому плану, большинство специализированных сервисов нужно было мигрировать на облачную инфраструктуру к 2023 году. Правда, вскоре дискуссия приостановилась, чтобы снова начаться в 2018 году. Сегодня коммерческие провайдеры участвуют в заседаниях регулятора на добровольной основе и могут давать свои рекомендации. Но окончательное решение о методах создания Гособлака и реализации миграции остается на усмотрение ФГБУ НИИ «Восход». Этот научно-технический институт выбран главным координатором работ, видимо, потому что не является действующим облачным провайдером и может действовать непредвзято и независимо. В эксперименте по пилотному переносу информационных систем на первом этапе примут участие десять государственных органов, в том числе Минюст, Федеральная таможенная служба, Росимущество и Фонд социального страхования. Зачем государству свое личное публичное облако? Оптимизация управления инфраструктурой – это давно назревшая проблема в госсекторе. Пока коммерческие заказчики отказывались от эксплуатации собственных ИТ и начали переходить на colocation и облака, органы исполнительной власти продолжали закупать новые серверы. Ровно такая же ситуация продолжается и сейчас. Создание Гособлака направлено как раз на то, чтобы унифицировать работу с вычислительными ресурсами в масштабе всех государственных учреждений и сократить затраты на инфраструктуру. Экономия может быть весьма солидной, так как процессы масштабирования ресурсов практически всегда в госсекторе неоптимальны. Например, для поддержки работы одного регионального госучреждения закупается 10 стоек, а по факту организации нужно 5 – в результате оборудование простаивает. Либо же, напротив, из-за нехватки вычислительной мощности и сложности с приобретением новых систем (это ведь надо еще и согласовать), падает производительность информационных сервисов, и качество предоставления госуслуг неминуемо снижается. Но самое главное: при таких масштабах удельные затраты на ИТ в полтора-два раза выше, в сравнении с эксплуатацией большого дата-центра на 150 стоек. Экономически эффективная эксплуатация вычислительных ресурсов – одна из задач, решить которую хочет Минкомсвязи, но не единственная. Вторая задача связана с созданием нормативной базы для работы с Гособлаком, выстраивания коммуникации со сторонними поставщиками инфраструктурных сервисов и выбором тех или иных технических решений. Это важно, так как у госорганов сейчас нет единой и непротиворечивой программы работы с ИТ. При реализации локальных ИТ-проектов они могут руководствоваться всего лишь двумя федеральными законами – «О контрактной системе в сфере закупок товаров» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А как конкретно решать технические проблемы и выбирать поставщиков по критерию экспертизы, а не цены – такие вопросы в действующих нормативных документах отсутствуют. Правда, пока не очень понятно место коммерческих разработчиков программных продуктов в экосистеме Гособлака. Авторы концепции утверждают, что они смогут принимать участие, если будут отвечать определенным требованиям. С какими сложностями придется столкнуться при реализации проекта? Исполнители проекта могут столкнуться с несколькими достаточно сложными ситуациями, которые можно классифицировать по трем группам: технические, организационные, ментальные. Технические сложности связаны с перестройкой информационных систем для работы именно в облаке, а не в физической инфраструктуре. Это приведет как минимум к оптимизации архитектур приложений. Для тех же государственных компаний, которые уже работали с облачными сервисами, возникнет проблема конвертации виртуальных машин в Гособлаке. Наиболее распространенным решением виртуализации сейчас является VMware, под него разрабатывались многие сервисы. Но в скором времени расстановка скорее всего изменится из-за ужесточения политики в области импортозамещения, так как VMware является американским вендором. Это приведет к тому, что даже те немногие государственные компании, которые используют продукты этого разработчика, откажутся от эксплуатации систем и облаков на VMware. Им потребуется либо российский гипервизор, либо open source. Примером последнего можно назвать KVM, на базе которого уже более десяти лет развивается облако КРОК. Организационные сложности связаны с масштабностью проекта, значительным объемом данных, которые нужно перенести в облако. По этой причине миграция будет осуществляться весьма плавно. При этом нужно будет решить задачу минимально возможного даунтайма – времени простоя некоторых систем. Ведь, если речь идет, например, про базы Росреестра, они должны функционировать в режиме 24х7. В практике корпоративных клиентов принято делать следующим образом: сначала в облако переносят копию данных и оценивают, как этот бэкап работает в облачной «песочнице» - тестовой среде. После того, как будут отловлены 99% ошибок, начинают перенос боевой базы. Вероятно, по такому же пути пойдут и госорганы. Проект усложнится также ментальными особенностями ИТ-профессионалов в госсекторе. Фактически государство сейчас пытается перепрыгнуть через один эволюционный этап в развитии инфраструктуры: с физического железа в собственном ЦОД тут же перейти на облако. Между тем, это иной уровень абстракции при работе с ресурсами, его нужно осознать и привыкнуть управлять вычислительными мощностями по-новому. Как следствие - скорее всего на рынке возникнет нехватка квалифицированных облачных администраторов, так как на них появится большой запрос со стороны госорганов. С учетом подводных камней проект создания Гособлака и перевода в него информационных систем будет непростым. По нашим оптимистичным оценкам, лишь к середине 2020 года может начаться процесс переноса в облако боевых баз государственных структур. Результативность зависит от качества миграции, учета основных требований к работе систем в облачном окружении и отсутствии формализации. Иными словами, если исполнители будут работать на результат, в перспективе граждане получат прозрачно и надежно работающие электронные сервисы, а государство сможет выстроить эффективное управление инфраструктурой в их основе.
Источник: vsluh.ru

Промышленные выставки и конференции