Описание Подписка Войти
...

В отсутствие спроса и господдержки лизинг теряет темпы

12 февраля 2020, 11:29
В отсутствие спроса и господдержки лизинг теряет темпы

Темпы роста объемов нового бизнеса лизинговых компаний стремительно падают. В 2019 году они составили всего 15% по сравнению с 20–50% в предшествующие три года. Среди причин замедления участники рынка отмечает падение спроса на железнодорожную технику и самолеты, а также отсутствие господдержки. От 2020 года эксперты улучшения не ждут и даже говорят о дальнейшем торможении под влиянием стагнации грузоперевозок и снижения автолизинга.

Рынок лизинга в 2019 году увеличился на 15%, до 1,5 трлн руб., по объему нового бизнеса (стоимости имущества, переданного в лизинг при условии закупки оборудования или получения аванса лизингодателя). Это следует из аналитики «Эксперт РА» и Объединенной лизинговой ассоциации (“Ъ” с данными). В анкетировании участвовала 121 компания, оно покрывает 98% рынка лизинга по объему нового бизнеса.

По сравнению с тремя предшествующими годами динамика существенно ухудшилась. В 2016 году прирост объема нового бизнеса составлял 36% (до 742 млрд руб.), в 2017 году — почти 50% (до 1,09 трлн руб.). В 2018 году темпы замедлились до 20% (объем рынка достиг 1,31 трлн руб.) и 2019 год стал продолжением тенденции. Темпы роста лизингового портфеля (лизинговые платежи к получению) также ухудшаются. По итогам 2019 года объем портфеля достиг 4,9 трлн руб., увеличившись на 15% против 25% годом ранее.

Треть рынка по объему нового бизнеса занимает тройка лидеров — «Сбербанк Лизинг» (207 млрд руб.), Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, 202 млрд руб.) и группа компаний «ВТБ Лизинг» (133 млрд руб.). По объему лизингового портфеля они также в первой тройке: объем портфеля ГТЛК составляет около 1,1 трлн руб., «Сбербанк Лизинга» — 775 млрд руб., ГК «ВТБ Лизинг» — 580 млрд руб.

Лидером по приросту объема нового бизнеса стал «Райффайзен-Лизинг» с 67%. В первую тройку также вошли «КамАЗ-Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг (57% и 56% соответственно).

При этом среди крупнейших игроков, согласно исследованию «Эксперт РА», есть те, кто показал даже отрицательные результаты по сравнению с 2018 годом. ГТЛК уменьшила объемы нового бизнеса на 6%, ГК «ВТБ Лизинг» — на 16% и ГК «Альфа-Лизинг» — на 6%. В пресс-службе ГК «ВТБ Лизинг» утверждают, что основная задача компании в опережении роста доходов динамики по портфелю, а не увеличение объемов нового бизнеса. В ГТЛК поясняют замедление темпов роста в 2019 году эффектом высокой базы.

В целом двузначные темпы роста рынка удалось сохранить за счет сделок госкомпаний, заключенных в четвертом квартале 2019 года, отмечается в исследовании.

На них пришлось 40% от годового объема сделок. Как поясняет старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов, на конец года пришлись крупные сделки по операционному лизингу самолетов и железнодорожной техники.

Но при этом общее падение на рынке железнодорожной техники в 2019 году стало одной из причин спада темпов роста, уточняет управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Гришина. По данным «Эксперт РА», в первом полугодии доля этого направления сократилась с 26% до 20%. В Объединенной лизинговой ассоциации отмечают, что сделки с железнодорожной техникой сократились из-за снижения грузоперевозок прежде всего по энергоносителям.

Сделки по авиализингу уменьшились из-за снижения поставок самолетов SSJ100, а также сокращения потребностей в обновлении парка отдельными авиакомпаниями. По данным «Эксперт РА», в первом полугодии доля сегмента синизилась с 13% до 6%.

Заместитель гендиректора «Сбербанк Лизинг» Денис Яклаков отмечает и стагнацию автомобильного рынка, и невысокие темпы роста национальной экономики, ставшие основными факторами замедления динамики увеличения объемов нового бизнеса.

От будущего на рынке также ничего хорошего не ждут. В 2020 году темп роста уже не сможет быть двузначным и вряд ли превысит 5–7%, подчеркивают аналитики. Авиасегмент покажет восстановление относительно низкой базы 2019 года, но а объемы лизинга железнодорожной техники продолжат сокращаться из-за роста профицита вагонов и очень слабой динамики грузоперевозок, поясняет господин Коршунов. Дальнейшее снижение автопродаж и сокращение объема госсубсидий, по его словам, будут сдерживать автолизинг.

Источник: kommersant.ru

Промышленные выставки и конференции