Описание Подписка Войти
...

Можно ли победить нелегальную уличную торговлю? - Республика Беларусь

13 февраля 2020, 11:10

Прекращайте базар на асфальте!Торговых площадей в Минске сегодня хватает с лихвой, но такое ощущение, что стихийных продавцов на улицах города меньше не становится. Остановки общественного транспорта, площадки у магазинов и мини-рынков, выходы из метро — порой возникает такое чувство, что они везде. Повлиять на серую зону розничного рынка пытаются не только контролирующие органы, но и предприниматели, для которых нелегальные торговцы — конкуренты, стоит признать. Подробнее о вариантах регулирования стихийной торговли и перспективах изменения законодательства мы решили поговорить со специалистами.

В круглом столе, который прошел в издательском доме «Беларусь сегодня», приняли участие начальник главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова, начальник управления методологии налогового контроля главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Виталия Клевцова, замначальника инспекции — начальник управления оперативных мероприятий инспекции МНС по Минску Сергей Козенко и председатель Высшего координационного совета СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» (РКП) Владимир Карягин. 

Стихийная торговля пошла на убыль?

«Р»: Скажите, насколько остро стоит сегодня проблема стихийной уличной торговли в Минске?

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА: Нелегальная торговля существует на протяжении многих лет, если не сказать десятилетий. Мало меняются и излюбленные места у торговцев: в основном это подземные переходы и выходы из станций метро, там, где большой поток людей — потенциальных покупателей. Вместе с тем объемы стихийной торговли все же сокращаются. Это подтверждает и статистика. Так, за прошлый год нами составлено 2,2 тысячи протоколов за торговлю в неустановленных местах. И это на 15 процентов меньше, чем в 2018 году. Снизилась и сумма штрафов — со 177 000 рублей в 2018-м до 155 000 рублей в 2019-м. Последние цифры говорят еще и о том, что мы работаем на упреждение. В частности, если человек попался первый раз, его предупреждаем и рассказываем о том, где можно официально торговать, какие налоги надо заплатить. Административное наказание грозит ему только при повторном нарушении. 

«Р»: Если все торговцы с улиц Минска решат пойти торговать на рынки, хватит ли им мест?

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА: Количество мест на рынках на безвозмездной основе не ограничено — еще ни одного человека не отправили на улицу. Руководство всегда изыскивает возможности подставить столики и выделить дополнительные места. Благодаря этому, в сезон — в выходные лета и осени, когда особенно велик спрос на свежие овощи и фрукты, — до тысячи человек может единовременно прийти на рынки города с излишками своего урожая. Плюс заполняемость рынков сегодня — около 80 процентов, а это значит, что свободные места есть всегда.

Мингорисполком многие годы заключает соглашения с рынками столицы, чтобы пенсионерам и другим льготным категориям граждан предоставляли места для торговли продукцией, выращенной на своих участках, на безвозмездной основе. И все идут нам навстречу. Мы подписали соглашения с 15 рынками. Всего, к слову, у нас 16 универсальных рынков, и лишь один из них не подписывает соглашение, но своим приказом устанавливает такие места и передает нам копию приказа, чтобы мы были в курсе. Узнать о наличии мест можно на сайтах рынков или по телефону. Также мы на сайте Мингорисполкома после подписания соглашений разместим все данные. Законопослушные граждане всегда находят эти сведения. 

Следует помнить об одном условии: чтобы исключить ведение предпринимательской деятельности на рынках без уплаты налогов и аренды, за раз можно продать до 20 килограммов продукции. И население это вполне устраивает. Кстати, погода позволяет торговать на улице и сейчас. Ведь если температура за окном ниже нуля, плодоовощную продукцию на улице продавать нельзя. Поэтому если раньше мы заключали соглашения с рынками на предоставление дополнительных мест с августа до декабря, то теперь соглашение будет действовать круглогодично. Пенсионерам это только на руку: к нам поступали звонки о том, что остаются нереализованными до конца ноября те же яблоки или картофель. Их обращения тоже легли в основу решения. 

От случайности к системе

«Р»: А как в Министерстве по налогам и сборам оценивают ситуацию с нелегальной торговлей на улицах? 

В. КЛЕВЦОВА: В компетенцию налоговых органов входит контроль за осуществлением незаконной предпринимательской деятельности вне зависимости от места ее проведения. Мы тоже сперва предупреждаем и разъясняем правила честной работы. Но даже на первый раз нелегальным торговцам придется уплатить единый налог. Если гражданин повторно попадает в поле зрения налоговых и других контролирующих органов, речь идет уже об административной ответственности. Так, за незаконную предпринимательскую деятельность грозит штраф до 100 базовых величин с конфискацией предмета правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения и до 100 процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности или без конфискации, — решение за экономическим судом. 

Откуда мы черпаем информацию? Во всех регионах созданы рабочие группы, которые пытаются пресечь нелегальную торговлю и при выявлении во время рейдов правонарушений, входящих в нашу компетенцию, о них оперативно сообщают в налоговые службы. Каждый госорган выполняет свои функции. 

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА: Действительно, обмен налажен, несколько лет назад мы к нему пришли. 

С. КОЗЕНКО: Специалисты управлений торговли ходят в рейды, а мы принимаем сообщения и анализируем информацию. Оперативный обмен позволяет, во-первых, предъявлять неуплаченные налоги: единый при «дебюте», при повторном ставка увеличивается в пять раз. К примеру, при торговле колбасой или маслом — со 130 до 650 рублей. А при систематическом нарушении мы говорим о незаконной предпринимательской деятельности. Подчеркну, цифры лишь оттеняют наши усилия, мы больше нацелены на профилактику, не на штрафы. Поэтому в прошлом году конкретных фактов незаконной предпринимательской деятельности было установлено в Минске в сфере торговли всего 50. В 31 случае дело дошло до судов. По их решениям применено более 4000 рублей штрафов, были конфискованы предметы правонарушения и доход в размере чуть более 20 000 рублей. Кстати, конфисковывается достаточно разнообразный ассортимент товаров — от плодоовощной продукции до посуды. Однажды изъяли более 100 килограммов овощей у систематического нарушителя. Жаловался, что «нет здоровья перейти дорогу под землей», а в том месте до сезонного рынка рукой подать. При этом гражданин не скрывал, что товар регулярно привозит из Пинска.

Свежие решения

«Р»: Как оценивает проблему наличия нелегальных торговцев частный бизнес? Как решают проблему в деловом сообществе? 

В. КАРЯГИН: Деловое сообщество в последние годы часто получало жалобы от легальных предпринимателей о существовании стихийного рынка в сфере торговли. Предприниматели обратились и к нам, и в Совет по развитию предпринимательства Мингорисполкома с просьбой детально рассмотреть этот вопрос и найти формы пресечения нечестной конкуренции. Дело в том, что 170 предпринимателей на аукционе выкупают рабочие места — в Минске есть определенные точки для размещения лотков. Их цена варьируется в зависимости от месторасположения в пределах 40 000–150 000 рублей. Договор об аренде территории с предпринимателем заключается на 5 лет. Там прописываются и обязанности по ее содержанию. И вот рядом возникают нелегалы, которые фактически ведут незаконную предпринимательскую деятельность, не позволяют полностью реализовать потенциал и окупить рабочее место тем, кто за него заплатил, да еще и мусорят. 

После ряда просьб прошло заседание, была создана рабочая группа по изучению этого вопроса. Совет по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме поручил возглавить ее РКП. Рабочая группа сформирована из представителей объединений предпринимателей, некоммерческих организаций, госслужб города. Туда, в частности, вошли представители главного управления торговли и услуг Мингорисполкома, Минского городского ЖКХ, ГУВД Мингорисполкома и ряд других служб. Прошло три заседания. В процессе мы признали, что проблема есть и ее надо устранить. Также мы убедились, что необходимо скоординировать работу госслужб. У нас есть мобильные рейдовые бригады в каждом районе, но в разных районах своя методика. Мы выработали ряд предложений по усилению действий этих бригад. Например, обратили внимание, что появилось большое количество технических средств видеонаблюдения. Информацию с них надо активно использовать, передавать от одного госоргана в другой для оперативных решений. Рейдовая бригада тоже должна получать поддержку — информационную и органов внутренних дел. 

В процессе работы мы выработали 23 пункта предложений. Наши варианты пока изучают. Надеюсь, это поможет очистить наш родной город. Отмечу, что это проблема не только Минска. В РКП поступило много звонков и запросов из регионов от местных исполкомов с просьбой поделиться наработками. Так что если в столице будет позитивный итог, это скажется на всей стране.

«Р»: Какие важные рекомендации рабочей группы среди тех, которые были направлены на рассмотрение госструктурам, вы бы выделили?

В. КАРЯГИН: В первую очередь, мы предложили меры профилактического характера. Одновременно наша рабочая группа рекомендовала Мингорисполкому инициировать внесение изменений в две статьи КоАП для наделения должностных лиц МВД и госнадзора полномочиями по составлению протоколов административных правонарушений при выявлении случаев нелегальной торговли физлиц. Еще мы предлагаем Мингорисполкому инициировать увеличение штрафных санкций за повторное нарушение в случаях нелегальной торговли — от 5 до 20 базовых величин через КоАП. Также хочу заметить, что в последние годы в городе было сокращено число точек, которые выносились на аукцион. На заседаниях предлагали увеличить их количество, чтобы вытеснить нелегалов. Но решение зависит от политики города — очень хотелось бы знать ее наперед. 

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА: Совершенно верно, сейчас вносятся изменения в КоАП, и нам нужны предложения от общественности. Наше управление очень хотело бы добиться права утилизировать нелегальную продукцию на месте. Вот мы пришли, а продавец убежал — лежат на асфальте только три помидора гнилых. Нам надо их описать, взвесить, заактировать и где-то хранить — вдруг хозяин объявится? Сейчас этот вопрос вносим на рассмотрение. 

Также хочу выделить 12-й пункт итогового протокола рабочей группы, где крупные сети должны организовывать видеонаблюдение и заключить договоры с Департаментом охраны МВД для патрулирования прилегающей территории. Любое правонарушение будет моментом пресекаться. Кстати, в Партизанском районе Минска опробовали еще один способ борьбы с нелегальными продавцами: для установления их личности привлекается милиция. С помощью специальной программы по фото можно узнать, как зовут нарушителя, раз он отказывается сообщать о себе данные. И положительный результат такой работы уже есть. 

О потребителе и культуре

«Р»: А каков среднестатистический портрет уличного торговца?

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА: Это точно не фермеры. Те не будут стоять в переходе с тремя кило яблок. Такие люди на рынках арендуют места, осенью их ждут на ярмарках. Это и не бабушки, которым скучно дома, и они берут три пучка укропа и идут до ближайшей остановки. Другое дело, что есть молодые ребята, которые каждый день торгуют консервами, чаем-кофе без контрольных знаков, приправами и другими продуктами. В этом списке и дешевое российское масло, которое на деле вовсе не масло, а спред, глазированные сырки. Вот эти граждане больше подходят под описание нелегальных торговцев. К слову, у людей, которые у них это все покупают, аргумент таков: пока никто не отравился, буду дальше брать. Но стоит ли рисковать ради копеечной выгоды? В ассортименте таких торговцев есть и промтовары. Например, универсальные очки для зрения по 5 рублей — примеряй и плати. 

Борьба с серым бизнесом идет постоянно. Например, в Партизанском районе осенью разрешали предпринимателям проводить ярмарки и в будни в местах, где процветала несанкционированная торговля. В итоге нелегалы туда не могли попасть. 

«Р»: А если установить в этих местах легальные палатки? 

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА: Установка легальных точек не всегда приводит к тому, что недобросовестные торговцы уходят. На станции метро «Малиновка» через аукцион в сентябре 2019 года проданы места под размещение лотков для реализации плодоовощной продукции. Недавно выехали и оценили эффективность этой меры в борьбе с нелегальной торговлей. Видим: стоит лоток с плодоовощной продукцией, а рядом очки, варежки, сало и копченая скумбрия. 

С. КОЗЕНКО: Коллеги, а давайте повернем вопрос: а каков портрет покупателя? Процитирую Адама Смитта: «Уплата налогов не обязанность, а привилегия». Я знаю много людей, которые сейчас предпочитают покупать официальный контент и программное обеспечение. Хотя бы с точки зрения собственной безопасности и осознания, что платят за чужой труд. С точки зрения гражданина страны, покупки у нелегалов — минус выручке официального сектора. А это минус налоги, которые потом не дойдут до школы или поликлиники. Три сэкономленные копейки спасают семейный бюджет? Так тебя еще и обсчитают. Мы когда-то делали контрольную закупку на овощах, так нас обвели на 400 граммов на помело, а фрукт весил 800 граммов. Не надо думать, что нелегал — это дешево и безопасно. Жизнь говорит об обратном.

В. КАРЯГИН: Вопрос заключается в потребительской культуре.

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА: При покупке у нелегального продавца потребитель не сможет защитить свои права. Если что-то случится, под действие Закона «О защите прав потребителей» такая сделка между двумя физлицами не подпадает.

С. КОЗЕНКО: Мне нравится немецкий подход: если участвовал в незаконной сделке, минимум не имеешь права ссылаться на нарушенные права.

В. КАРЯГИН: Над темой потребительской культуры надо работать всем. Есть закон, есть целая сеть организаций по защите прав потребителей, но у людей по-прежнему мало осведомленности о предлагаемых товарах и о последствиях, которые может повлечь сомнительная продукция.

«Р»: А если отказаться от всей уличной торговли, какова вероятность, что бороться с нелегалами станет проще простого, раз они будут на виду?

Н. ЕМЕЛЬЯНОВА: Эти вещи не взаимосвязаны. В Минске сейчас насчитывается около 170 лотков по продаже плодоовощной продукции. А также в весенне-летний период выставляется сезонная торговля. Все эти места берутся в аренду через аукцион. Надо понимать: свернем уличную торговлю, тогда летом негде будет купить воду или мороженое на открытом воздухе.

В. КЛЕВЦОВА: Но есть же еще разносная, развозная торговля…

В. КАРЯГИН: В стране сделано много для развития легальной деловой инициативы, и это уменьшает возможности для нелегалов. Остающиеся проблемы бизнес намерен активно решать вместе с государством.

Источник: sb.by

Промышленные выставки и конференции