8 частых вопросов от дачников
Наступил дачный сезон и многие наши читатели стали проводить выходные на своих приусадебных участках. Рассмотрим несколько важных моментов в законодательстве РФ, которые помогут вам в решении дачных вопросов.
1. Можно ли прописаться в СНТ?
Прописаться на территории СНТ возможно, но при выполнении ряда условий:
- Земельному участку присвоена необходимая категория, не противоречащая постройке дома и постоянному проживанию в нем людей. Например, в СНТ земля может предназначаться для садоводства, тогда возводить капитальные строения разрешается и в них можно прописываться, а если для огородничества, тогда запрещается.
- На участке уже имеется капитальный дом, пригодный для постоянного проживания. Поскольку садовые дома считаются помещениями сезонного пребывания и зачастую не рассчитаны для использования круглый год.
- Дом должен находиться на территории населенного пункта и иметь официальный адрес, по которому и будет прописка.
- После получения домом статуса жилого разрешается оформление в нем прописки. Для этого в МФЦ или МВД нужно предоставить заявление, паспорт и выписку из ЕГРН о праве собственности.
Полный перечень требований к жилому дому прописан в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
2. Как перевести дачный домик в категорию жилого дома?
Для перевода дома на дачном участке в категорию жилых строений должен выполняться ряд условий:
- Земельный участок должен иметь регистрацию и быть поставлен на кадастровый учет.
- Земельный участок под домом относится к категории «земля населенных пунктов» или «земля сельскохозяйственного назначения» с разрешением на «ведение садоводства» или «ведение дачного хозяйства».
- Дачный дом соответствует градостроительным требованиям, применимым к жилым частным домам.
При соблюдении всех условий можно приступать к переоформлению дома. Сначала он признается жилым при получении инженерного заключения подтверждающего соблюдение всех требований. Данное заключение может выдать кадастровый инженер или компания, состоящая в СРО (саморегулируемой организации).
Затем подаются документы в муниципалитет или МФЦ. Если решение будет положительным, то затем следует заявление на внесение изменений в Росреестр.
При переводе дома в категорию жилого требуется документы:
- Заявление с кадастровым номером участка и полным адресом дома.
- Согласие всех собственников со сменой статуса.
- Инженерное заключение о пригодности дома для круглогодичного проживания.
- Выписка из ЕГРН на владение домом и садовым участком.
3. Может ли председатель СНТ продать заброшенный участок?
В полномочия председателя СНТ входят руководство деятельностью товарищества, заключение сделок от его имени и решение иных подобных вопросов. Но распоряжаться участками членов СНТ он не может. Продажа заброшенного участка председателем возможна при условии, когда право собственности принадлежит СНТ. Также председатель может представлять интересы собственника по доверенности от него.
4. Может ли не собственник участка стать председателем СНТ?
Председатель СНТ может быть избран из числа членов товарищества, которые должны быть собственниками участков. Если человек не является собственником земли и членом СНТ, то он не может претендовать на эту должность. Если он собственник участка, но не состоит в СНТ, то ему требуется в него вступить. Но есть исключение: когда собственность на участок является совместной, то супруг собственника может занимать эту должность после вступления в СНТ. Это прописано в Федеральном законе № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года.
Согласно закону, не могут быть совместной собственностью участки, ранее полученные в дар, в наследство или на любых безвозмездных основаниях. Проверка на право собственности проходит перед вступлением в товарищество. Также устав СНТ может устанавливать дополнительные требования к председателю.
5. Какие платежи нужно платить собственникам дачных кооперативов?
В России основными дачными налогами стали земельный налог (на участок) и налог на имущество физических лиц (взимаемый за дом и прочие капитальные строения). Под налоговую базу попадают только объекты недвижимости, имеющие капитальный фундамент и сведения о которых есть в Росреестре или БТИ. Они рассчитываются налоговой инспекцией в конце календарного года и пересылаются собственнику налоговым уведомлением.
С 2019 года осталось два вида взносов: членские и целевые. А ранее их было пять: вступительные, членские, целевые, паевые и дополнительные.
6. Какие полномочия у председателя СНТ?
Полномочия председателя прописаны в Уставе СНТ.
Чаще всего в обязанности председателя СНТ входит:
- Работа с различными документами, включая договора с подрядчиками.
- Сбор и учет взносов, общение с должниками, в том числе и через суд.
- Прием новых членов СНТ, подготовка и проведение собраний.
- Контроль за инфраструктурой СНТ, соблюдение норм пожарной безопасности и поддержание чистоты территории.
- Общение с коммунальными службами и регулярная проверка счетчиков.
- Контроль финансов СНТ и работы ее бухгалтерии.
- Помощь членам СНТ при возникновении споров.
- Информирование садоводов о различных новостях СНТ и изменениях в законодательстве.
Большую часть этой работы поможет оптимизировать решение 1С: Садовод.
7. Можно ли объединить и разделить земельные участки в СНТ?
Согласно Земельному кодексу (ст. 11.4 ЗК РФ), после раздела земельного участка образуются несколько земельных участков, при этом изначальный упраздняется. Исключение, если он находится в государственной или муниципальной собственности, изымается для государственных или муниципальных нужд, используется при строительстве многоквартирного дома. Владелец разделяемого участка получает право собственности на все новые участки, полученные после раздела. Если участок был в совместной собственности, то каждый из совладельцев может получить в собственность отдельный участок, образованный после разделения.
Для разделения участка нужно обращаться к кадастровому инженеру. Он установит границы новых земельных участков и подготовит межевой план, а также проведет межевание исходного участка, если его не было. На основании межевого плана, подготовленного инженером, можно начать раздел участка СНТ.
Затем нужно подать заявление о присвоении отдельных адресов новым земельным участкам в уполномоченный орган. Это можно сделать как лично, так и через представителя, отправить по почте, передать через МФЦ или в форме электронного документа (через портал «Госуслуг»).
Важно! Государственный кадастровый учет новых земельных участков и снятие с учета старого, нужно успеть оформить в течение одного года со дня присвоения объектам недвижимости адресов. Иначе решение о присвоении новых адресов аннулируется.
Возможно и объединение земельных участков, если их владелец покупает соседний или желает объединить ранее разъединенные участки. После этого аннулируются старые участки и появляется один новый. Если исходные участки находились в собственности у разных людей, то у них появляется право общей собственности на новый объединенный участок. Позднее его можно как переоформить на одного собственника, так и наоборот добавить совладельцев.
8. В какой программе вести учет СНТ?
Весь необходимый по законодательству и Уставу учет можно вести в сервисе 1С: Садовод от Scloud. Он будет доступен с ПК и большинства гаджетов, подключенных к интернету (смартфона, планшета, ноутбука), позволяя в любой момент зайти в программу для проверки взносов, квитанций и другие деталей.
Программа позволяет загружать сторонние файлы с таблицами, необходимыми для учета участков и взносов. Допуская прием взносов по каждому участку, отслеживая задолженности всех членов СНТ.
По требованию 217-ФЗ, все расчеты в СНТ необходимо вести через расчетные счета — 1С: Садовод позволяет формировать квитанции для оплаты через банк непосредственно в программе. Их можно будет распечатать или отправлять на email прямо в окне программы. Также поддерживается прямой обмен с банками для приема оплаты и распознавания банковских выписок по оплатам участников СНТ.
1С:Садовод позволяет учитывать все виды расходов, начислять зарплату сотрудникам СНТ, в него встроена 1С-Отчетность, позволяющая сдавать НДФЛ, налоги и взносы с ФОТ, отчеты в СФР.
▲свернуть